Из работы "Изучение социальных страхов детей и подростков"
- Дать понять, что бояться - это нормально. Нельзя страх высмеивать, ругать или подкреплять.
- Учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка, для того чтобы поговорить о том, чего он боится.
- Не быть чрезмерно требовательным к ребенку, а тем более угрожать ему наказанием за невыполненную работу.
- Будьте внимательны к ребенку. Ограничьте время просмотра телевизора или нахождение за компьютером (особенно если у ребенка богатая фантазия).
- Старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы он чувствовал поддержку и защищенность.
- Научитесь, сами и научите ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение.
- Обеспечить детям теплое, надежное пристанище, чтобы у ребенка была уверенность и опора.
Правила оценочной безопасности
- Оценивать поступок, дело, поведение, а не личность учащегося;
- Не скупиться на похвалу;
- На каждый "-" искать два "+";
- Ставить перед ребенком только конкретные цели (например, "постарайся не пропускать буквы", вместо "будь повнимательней");
- Постараться ставить перед ребенком одну задачу (например, чтобы он поставил запятые перед союзами);
- Выслушивать мнение учащихся по поводу оценок;
- В спорных случаях ставить более высокую оценку;
- Давать индивидуальные комментарии каждому ученику и избегать публичных обсуждений;
- Объяснять оценки, отмечать специфические ошибки, давать советы по исправлению, указывать на удавшиеся моменты;
- Анализировать прошлый успех, повторять и закреплять успехи;
- Оценивать не только результат, но и приложенные усилия;
- Не сравнивать с другими, а лишь с самим собой;
- Не оценивать количественно творческую работу, поощрять какие-то необычные, интересные догадки;
- Учитывать уже сложившиеся психологические особенности учеников: темперамент, характер, самооценку, а также способность отвечать устно или письменно.
|