ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

СОЗДАНИЕ СЕЛЬСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА

2006 год

Оглавление

1 Пояснительная записка

2 Общие положения

3 Проблемный анализ

4 Цели и задачи образовательного процесса

5 Образ выпускника школы

6 Содержательные аспекты функционирования образовательной системы

7 Организационно-управленческие аспекты и этапы построения образовательной системы социокультурного комплекса

8 Ожидаемые результаты реализации программы  

Пояснительная записка

      Настоящая программа определяет направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период до 2010 года школы как социокультурного комплекса, в который входят учреждения образования, культуры, здравоохранения Славинского сельского поселения. В системе образования сельских детей накопилось немало проблем. Они обусловлены причинами различного характера: социально-экономическими, демографическими, профессионально-педагогическими и другими. Огромный и запутанный клубок проблем не позволяет педагогическому коллективу в одиночку в полной мере обеспечивать высокий уровень качества образования, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития своих воспитанников. Все это обуславливает необходимость проведения существенных перемен в деятельности школы, на что ориентирован процесс ее реструктуризации путем создания на селе социокультурного комплекса. Данная программа является преемственной по отношению к основным идеям образовательной программы школы до 2005 года и учитывает результаты, полученные в период ее реализации.  

Общие положения

     1. МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района Калининградской области является образовательным учреждением, ориентированным на работу со всеми учащимися микрорайона школы, на создание единой системы скоординированных мер социального характера в области школьного образования и культуры в сельской местности.

     2. Программа развития школы строится на основе:

  • Важнейших положений Конвенции о правах ребенка;

  • Конституции Российской Федерации;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Типового положения об общеобразовательной средней школе;

  • Устава школы;

  • Закона Калининградской области от 28 ноября 200 года № 169 «О государственной молодежной политике в Калининградской области»;

  • Областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Калининградской области»;

  • Концепции модернизации сельского образования на период до 2010 года;

  • Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001 – 2005 год)».

     3. Школа в своей деятельности руководствуется принципами гуманизма и демократии, приоритетом общечеловеческих ценностей, его общедоступности и открытости, учетом профессионального определения самого ребенка и его семьи.

     4. Школа представляет гражданам Российской Федерации обладающим способностями к универсальному образованию, возможность получать за счет бюджетного финансирования полноценное образование, позволяющее успешно продолжить обучение в системе высшего или среднего образования.

    5. Образовательная программа школы определена как совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Проблемный анализ МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района Калининградской области находится на расстоянии 7 километров от районного центра г. Гвардейска. Ее микрорайоном и одновременно культурно-образовательным пространством развития школьников является часть Славинского сельского поселения, протяженность которого составляет с севера на юг 30 километров, а с запада на восток 23 километра. В 11 поселках микрорайона школы проживает 1495 человек. По возрастному составу поселение делится на следующие группы:

• младше 7 лет – 112 человек;

• от 7 до 17 лет – 171 человек;

• от 18 до 29 лет – 354 человека;

• от 30 до 60 лет – 622 человека;

• старше 60 лет – 236 человек.

     Школа имеет филиал в п. Малиновка, где обучаются учащиеся 1 – 4 классов. При школе работает группа кратковременного пребывания, которую посещают 15 детей в возрасте от 3,5 до 6,5 лет. МОУ СОШ п. Борское является муниципальным образовательным учреждением Гвардейского района. В ней обучается 176 учащихся, работает 28 педагогов и 12 человек обслуживающего персонала. В учебном заведении сложился профессионально компетентный, работоспособный, творческий коллектив, в котором:

• 7 педагогов удостоены званий «Заслуженный учитель России», «Отличник просвещения Российской Федерации», «Почетный работник общего среднего образования».

• 12 работников награждены почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, Главного управления образования Калининградской области.

• 21 учитель имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории.

    Школа располагается в двухэтажном типовом здании, рассчитанном на обучение 200 учащихся. В нем имеется 10 кабинетов, мастерские, компьютерный класс, спортзал. Филиал находится в двухэтажном здании немецкой постройки. Школа на протяжении последних пяти лет участвует в различных экспериментах федерального и регионального значения: 2001 год – широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры образования. 2003 год – предпрофильная подготовка учащихся. 2005 год – работа Управляющего Совета. 2004 год – преподавание «Православной культуры». 2005/2006 год – преподавание «Отечествоведения».

    К наиболее важным результатам инновационных поисков школы можно отнести следующие:

  1. Повышение качества образовательного процесса: В настоящее время 37 учащихся обучаются на «4» и «5», что на 3 % выше результатов прошлого учебного года. Ученики школы занимали призовые места на районных предметных олимпиадах. В 2004/2005 учебном году учащийся школы был победителем районной олимпиады. За последние три года двое учащихся закончили школу с серебряной медалью. Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень конкурентоспособности при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

  2. Значительное обогащение теоретического и технологического арсенала педагогического коллектива. Овладев широкой палитрой форм, приемов и методов работы, учителя имеют возможность более гибко, адекватно и успешно действовать в той или иной педагогической ситуации. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района и области, поэтому на базе школы проходят ежегодно областные и районные семинары.

  3. Укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здорового образа жизни. Реализуя программу «Здоровье», школа является победителем Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». За последние годы учащиеся школы становились победителями и занимали призовые места на районных, областных и Всероссийских конкурсах.

  4. Упрочнение связей школы с учреждениями и организациями, расположенными и действующими на территории Славинского сельского поселения. На базе школы вот уже третий год работает женский клуб «Берегиня». На заседаниях клуба всегда присутствуют жители поселков, труженики ПТФ «Молдаванова». Специалисты сельского хозяйства ведут элективные курсы для учащихся 10 – 11 классов. Налажено сотрудничество с сельскими фельдшерско-акушерскими пунктами, заведующие которых обеспечивают медицинское обслуживание школьников и оказывают помощь при проведении практических занятий по медико-санитарной подготовке учащихся старших классов.

  5. Выросла удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы, о чем свидетельствуют итоги их анкетирования.   
     Работа Управляющего Совета школы способствует повышению авторитета школы и привлечению к деятельности школы большего круга родителей.

     Однако наряду с перечисленными достижениями в деятельности образовательного учреждения имеются нерешенные проблемы внутреннего и внешнего характера.

   Во-первых, работа педагогов еще не в полной мере ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на становление и проявление самобытности каждого ученика. Недостаточно проводится работа с одаренными детьми.

   Во-вторых, несмотря на стремление педагогического коллектива строить жизнедеятельность школы как открытого культурно-образовательного комплекса на селе, доступного для всех социальных групп сельских жителей, медленно происходит интеграция культурно-образовательных ресурсов, действующих на территории поселения учреждений и организаций. Фактически вне культурно-образовательного пространства протекает жизнь работающей и безработной молодежи, практически не охвачены воспитательным влиянием дети в вечернее и каникулярное время, особенно те школьники, которые проживают в отдаленных населенных пунктах. Все это усугубилось в связи с ликвидацией местной администрации и переноса ее в п. Славинск.

   В-третьих, наблюдается сужение круга общения школьников. Это происходит из-за сокращения контингента обучающихся, уменьшения численности жителей поселения, ухудшения финансово-материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок, театров.

   В-четвертых, недостаточно развивается материально-техническая база школы. Необорудованный стадион не может стать центром для организации массовых культурно-спортивных мероприятий на селе. Слабый температурный режим спортивного зала препятствует совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы.

Цели и задачи образовательного процесса

     Социокультурный комплекс как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребенка Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Руководителям и педагогам сельской школы необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений. Они должны устанавливаться не только спонтанно, но и преднамеренно – на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного комплекса, призванного интегрировать имеющиеся в поселении культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Целевые ориентиры образовательной системы

    Целью образовательной системы социокультурного комплекса является содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

    1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования социокультурного комплекса. Предполагаемые действия по решению этой задачи:

• Составление временного положения о социокультурном комплексе;

• Выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров;

• Разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного комплекса;

• Создание координационного совета как коллегиального органа управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса;

• Разработка и реализация программы совместных действий по формированию культурно0образовательного пространства поселения.

    2. Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы индивидуально-ориентированнные формы, методы и приемы работы с учащимися. Предполагаемые действия по решению данной задачи:

• Создание творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов организации индивидуально-ориентированного педагогического взаимодействия;

• Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе»;

• Проведение открытых учебных и внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются индивидуально-ориентированные педагогические средства;

• Установление контактов с образовательными учреждениями и научно-методическими комплексами, работающими по аналогичной проблематике.

    3. Предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовывать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Предполагаемые действия по решению этой задачи:

• Организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников;

• Разработка образовательной программы комплекса, в которой будут в максимальной степени учтены образовательные запросы детей и их родителей;

• Создание кружков, клубов, секций, межвозрастных творческих объединений на базе школы и ее социальных партнеров;

• Расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством организации дистанционного дополнительного образования школьников на основе компьютерных технологий, совместных мероприятий с учащимися других сельских, поселковых и городских школ, экскурсионных поездок и туристических походов;

• Разработка годового цикла дел, направленного на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

    4. Совершенствовать инфраструктуру, обеспечивающую досуг молодежи и ее физическое, интеллектуальное и духовное развитие. Создать условия, обеспечивающие досуг лиц пожилого возраста и инвалидов.

     Образ выпускника школы

     Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени

     Нравственный потенциал

• Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».

• Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

• Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.     

     Познавательный потенциал

• Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).

• Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.

• Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Коммуникативный потенциал

• Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.

• Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру. Эстетический потенциал

• Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.

• Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

     Физический потенциал

• Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

• Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

• Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

     Образ выпускника 9-го класса как главный ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени

     Нравственный потенциал

• Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие» «выбор».

• Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.

• Умение планировать, говорить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.

     Познавательный потенциал

• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.

• Умение управлять подсознательными процессами личности.

• Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

     Коммуникативный потенциал

• Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения.

• Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

     Эстетический потенциал

• Способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.

• Знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.

• Апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.

     Физический потенциал

• Дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.

• Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями.

     Образ выпускника средней школы как главный ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени

     Нравственный потенциал

• Усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».

• Воспитание чувства гордости за свою Родину.

• Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

• Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.

• Сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.

     Познавательный потенциал

• Желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы.

• Сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования.

• Наличие навыков самостоятельной учебной деятельности.

• Знание и понимание основных положений Конституции РФ.

     Коммуникативный потенциал

• Наличие индивидуального стиля обучения.

• Владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов.

• Способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

     Эстетический потенциал

• Стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

• Потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов.

• Желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

     Физический потенциал

• Стремление к физическому совершенству.

• Осознание прямой связи между состоянием человека и его работоспособностью.  

     Содержательные аспекты функционирования образовательной системы

Индивидуальность – это уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов. Данное понимание индивидуальности обуславливает необходимость отбора содержания образования, влияющего как на формирование в ребенке общего, свойственного для большинства детей, так и на развитие единичного, присущего только лишь тому или иному ученику. В этой связи школьному сообществу следует воспользоваться своими законными полномочиями в определении содержания обучения и воспитания при подготовке образовательной программы и учебного плана социокультурного комплекса. Инвариантная часть этих документов должна включать образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями и современным уровнем развития науки и техники. Вариативная их часть должная формироваться на основе учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций; она призвана обеспечивать индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их наклонностями и интересами. Учебный план 2005 – 2006 учебного года составлен с учетом пожелания учащихся и их родителей и обсуждался на заседании Управляющего Совета. Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования.

     При отборе содержания образования учитываются следующие дидактические принципы:

• гуманизации;

• гуманитаризации;

• непрерывности и поступательности;

• интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариативного компонентов.

     Представленные в учебном плане образовательной области и компоненты содержат учебный материал, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, а также формированию у учащихся умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.  

Учебный план МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района на 2005 – 2006 учебный год

№ пп Предметы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Русский язык 5 5 5 5 6 4 5 3 2 2 2
2 Литература 4 4 3 3 2 3 2 2 3 3 3
3 Немецкий язык   2 2 2 3 3 3 3 3 4 3
4 Математика 4 5 4 4 5 5 6 6 5 5 5
5 Информатика   1 1 1 1     1 2 1 1
6 История         2 2 2 2 2 2 2
7 Обществознание         1 1 1 1 1 2 2
8 География (Окружающий мир) 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2  
9 Физика             2 2 2 2 3
10 Химия               3 2 1 2
11 Биология           2 2 2 2 2 2
12 Музыка 1 1 1 1 1 1 1        
13 Черчение                 1    
14 И З О 1 1 1 1 1 1 1 1      
15 Технология 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2  
16 О Б Ж         1 1 1 1 1 1 1
17 Физкультура 2 3 3 3 3 3 2 3 2 2 2
18 Православная культура     1 1              
19 Истоки         1            
20 Экология         1 1          
21 Валеология           1 1        
22 Краеведение             1   1    
23 Профориентация                 1    
24 Курсы по выбору                 2    
25 Элективные курсы                   5 4
26 Автодело                     2
27 Отечествоведение                     2

Учебные программы, используемые в образовательном процессе 1 – 4 классов

     Приоритетным направление педагогической деятельности на данном этапе является раннее изучение немецкого языка и информатики, а также дополнительный час по физкультуре.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа перешла на работу по учебному комплекту «Школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

Программа по русскому языку значительно расширяет объем знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей.

Начинают вводиться такие элементы методики, как вводится такие элементы методики, как сопутствующие повторение, опережающее обучение, систематизация полученных знаний.

Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся.

Программа по математике ставит перед учителем такие задачи: максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и управлений.

В соответствии с основными принципами дидактики адаптированы программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе 5 – 9 классов

     Учебный план 5 – 9 классов включает все образовательные области федерального базисного плана и набор учебных дисциплин с учетом особенностей образовательного процесса школы.

5 класс – участник широкомасштабного эксперимента. Работает по новому БУП – 2004 года.

9 класс – участник эксперимента по предпрофильной подготовке. За основу взят БУП – 2004 года.

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.

Русский язык как учебная дисциплина на данной ступени развивает лингвистическое мышление, обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, П. Ю. Купаловой, В. В. Бабайцевой.

Программа по литературе этого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется изучению литературоведческих понятий и терминов. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией А. Г. Кутузова, В. Я. Коровина, В. П. Полухиной. Цели обучения математике определяются только данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета.

В настоящее время в школе осуществляется переход на учебные комплексы под редакцией А.Г. Мордковича (алгебра) и Л.С. Атанасяна (геометрии).

Программа курса физики в 7 – 9 классах адаптирована с учетом работы школы в условиях общеобразовательных классов.

Традиционно особое внимание уделяется прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний.

Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией О. С. Габриеляна.

Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. Преподавание ведется по учебникам Н. И. Сонина.

Физическая география объединяет, расширяет и систематизирует знания учащихся о взаимоотношениях человека и природы, полученные при изучении курса начального звена «Ознакомление с окружающим миром». В «Географии материков и океанов» идет перераспределение учебного материала между природными и социальным блоками в пользу последнего.

Цель курса «История России» - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути страны и судьбы народов, ее населяющих, об основных этапах отечественной истории. Некоторой особенностью действующих программ по предмету является обращение к вопросам истории быта, Православной церкви, российской ментальности. Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Л. А. Вигасина, Е. В. Агибаловой, А. А. Преображенского, А. Я. Юдовской, А. А. Данилова.

Курс обществознания на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему по учебникам А.И. Кравченко.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе 10 – 11 классов

     Учебные программы и пособия, используемые в образовательном процессе в 10 – 11 классах, созданы на основе действующих Федеральных и сформированы с учетом следующих ведущих принципов:

• гуманизации;

• историзма;

• научности;

• системности;

• доступности;

• увлекательности;

• вариативности;

• экологизации.

     В 10 – 11 классах продолжается профильное обучение, взят за основу БУП 2004 года.

В силу выбора учащихся в 10 и 11 классах созданы универсальные классы, поэтому за основу взят федеральный компонент ( для 10 класса – 27 часов, для 11 класса – 22 часа).

Исходя из желаний учащихся и возможностей педколлектива, в 10 классе предложено дать по дополнительному часу по математике и русскому языку в целях качественной подготовки к ЕГЭ.

Большинство учащихся выбрали еще дополнительный час по биологии, в классе 2 учащихся изучают английский язык ( 1 час). 5 часов – элективные курсы.

В 11 классе – по выбору учащихся – 5 часов, как дополнительный час в целях подготовки к государственной аттестации по русскому языку, математике, физике, химии и биологии.

Ежегодно проходят олимпиады по ОБЖ. Для того, чтобы представить школу на данной олимпиаде – ввести предмет ОБЖ – 1 час в неделю.

По желанию учащихся и по сложившейся традиции предложено ввести предмет автодело для того, чтобы учащиеся могли получить профессию водителя категории «С» - 2 часа.

     Реализуя свои полномочия в отборе содержания образования и учитывая при этом интересы, потребности и образовательные запросы детей и их родителей, педагогический коллектив школы считает целесообразным включить в школьный компонент учебного плана 2006 – 2007 учебного года следующие предметы и курсы:

     1 – 4 классы:

• «Этическая грамматика»

• «Педагогика здоровья»

• «Азбука твоего мира» 5 – 9 классы:

• «Самосовершенствование личности»

• «Хозяин(ка) крестьянского дома» • «Школа мастеров» 10 – 11 классы:

• «Самосовершенствование личности» (продолжение курса)

• «Швейное дело» • «Автодело»

• «Пользователь ПК»

     Кроме того, с целью усиления влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности детей на базе школы и ее социальных партнеров создается широкая сеть кружков, клубов, секций и других детских объединений. Деятельность по обеспечению условий для удовлетворения базовых потребностей и интересов детей выполняет роль системообразующего фактора в становлении и обеспечении функционирования системы обучения и воспитания учащихся социокультурного комплекса.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста вовлекаются взрослыми и более старшими учащимися в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить азбуку построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности.

Для подростков разрабатывается годовой цикл коллективных творческих дел, смотров и конкурсов, участие в которых позволяет им проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личных достижений.

Старшеклассникам представляется возможность совершить в совместной и индивидуальной деятельности социальные пробы с целью личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоутверждения.  

Организационно-управленческие аспекты и этапы построения образовательной системы социокультурного комплекса

     Обеспечивая условия для удовлетворения базовых потребностей и интересов детей, учителя и другие взрослые используют индивидуально ориентированные формы и способы педагогического взаимодействия. Их усилия направляются на формирование в поселении единого культурно-образовательного пространства. Для повышения эффективности и согласованности совместных действий создается социокультурный комплекс. Он представляет собой конфедерацию двух центров – образования и культуры. Центром образования станет МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района, реализующая программы дошкольного и общего образования, а также профессиональной подготовки. Центр культуры включает в себя Калинковский, Сокольнический и Малиновский Дома культуры. Их основными социальными партнерами являются две библиотеки, расположенные в поселках Борское и Малиновка. Стать центром дополнительного образования могло бы пустующее наполовину бывшее здание администрации округа, где могли бы разместиться тренажерный зал (имеются спортивные тренажеры в количестве 19 штук, которые пока негде поставить), женский клуб «Берегиня». Для планирования, организации и анализа совместной работы, осуществляемой в рамках социокультурного комплекса, создается координационный совет. В состав координационного совета входят руководители центров образования и культуры, представители учреждений и организаций поселения, принимающие активное участие в работе с детьми и молодежью.  

В работе по созданию образовательной системы социокультурного комплекса условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности:

Этапы построения образовательной системы Основные направления деятельности
 1 этап – проектно-мобилизационный январь – март 2006 г.   1. Разработка проектного замысла образовательной системы социокультурного комплекса, ознакомление с его основными идеями педагогов, учащихся, их родителей и предполагаемых социальных партнеров школы.

 2. Установление договорных отношений между школой и ее предполагаемыми социальными партнерами.

3. Создание координационного совета для управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса.

4. Разработка программы деятельности по формированию культурно-образовательного пространства волости.

  5. Формирование творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов индивидуально-ориентированного педагогического взаимодействия.

 6.Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования образовательной системы социокультурного комплекса.

 2 этап – поисково-преобразовательный апрель – ноябрь 2006 г. 1. Разработка временного положения о социокультурном комплексе.

  2. Реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства волости.

 3. Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара учителей «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе».

 4. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

 5. Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию индивидуальности сельских детей.

 6. Апробация компьютерных технологий дополнительного дистанционного образования школьников.

 7. Организация мониторинга потребностей и интересов юных и взрослых жителей волости в целях исследования эффективности образовательного процесса.

 8. Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

9. Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения.

 3 этап – рефлексивно-обобщающий декабрь 2006 г.  1. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по построению образовательной системы социокультурного комплекса.

 2. Обобщение и презентация опыта работы по формированию культурно-образовательного пространства волости.

3. Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

4. Определение перспектив дальнейшего развития социокультурного комплекса.

 

 

   Ожидаемые результаты реализации программы

• Повышение уровня обученности учащихся, более активное и успешное участие учащихся школы в предметных олимпиадах школьников, отсутствие второгодников;

• Снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;

• Привлечение общественного внимания к социальному здоровью молодежи;

• Снижение уровня заболеваемости среди детей дошкольного и школьного возрастов и подростков;

• Повышение профессиональных знаний педагогических работников и работников культуры по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний социального характера;

• Более скорой социальной адаптации детей из «группы риска».

Перейти на главную страницу

Хостинг от uCoz