Программа дополнительного образования

МОУ СОШ пос. Борское

 

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.

Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками.

Цели и задачи программы

Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РФ «Об образовании».

Задачи:

– создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование программ деятельности структурных подразделений дополнительного образования;

– развитие взаимодействия с учреждениями дополнительного образования;

Концепции дополнительного образования

Основная цель школы – воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях демократизации и самоуправления, широкой гласности.

Проблема заключается в том, что современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдается воле случая и у большинства остается на плачевном уровне.

Цель реализации нашего проекта – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию.

Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Решением коллегии Министерства образования РФ № 2/1 от 25.05.94 г. «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования».

Концепция базируется на идеях личностно ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности.

1. Идея приоритетных ориентиров.

В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:

– развития;

– нравственности;

– творчества;

– культуры;

– открытости;

– свободного выбора и ответственности;

– социализации.

Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.

Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.

Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.

Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

2. Идея личностной направленности.

В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие  характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности  подлежат  внимательному  изучению, учету и развитию.

3. Идея полуфункциональности.

Систему дополнительного образования реализует ряд функций:

– удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов;

– формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей;

– поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

4. Идея сотрудничества.

Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:

– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;

– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;

– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.

5. Идея автономности.

Дополнительное образование – «это вид образования самостоятельный и самоценный».

Реализация идеи автономности позволяет каждому образовательному учреждению, комплексу, коллективу проявлять самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы.

6. Идея самоценности личности.

Предполагает:

– отношение к личности, ее внутренней свободе как к главной ценности системы образования;

– призвание уникальности и неповторимости личности каждого субъекта образовательного процесса;

– уважение достоинства.

Основные принципы

Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.

Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

Дополнительное образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.

Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.

Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.

Система дополнительного образования представлена сетью кружков, которые реализуют  модифицированные, разновозрастные, годичные и трехгодичные  образовательные программы, направленные на повышение способности к обучаемости и творческую самореализацию личности.

 

План дополнительного образования

МОУ СОШ пос. Борское

2011-2012 учебный год

 

 


п/п

Направления ДО

Часов в
неделю

Часов

в год

I.                  Художественно-эстетическое направление

 

1

Народная песня

 

1

34

2.

Кружок вокального пения

 

1

34

3.

Театральный кружок

1

34

II.               Биолого-экологическое

 

1

Юный эколог

 

2

68

2.

Школа здоровья

2

68

III.           Гражданско-патриотическое направление

 

1

Музейное дело

 

1

34

IV.           Физкультурно-спортивное направление

 

1

Настольный теннис

 

1

34

 

ВСЕГО

9

306

 

 

 

 

 

 

 

 

График проведения кружков в МОУ СОШ пос. Борское

2011/2012 учебный год

 

Название кружка

Время проведения

Класс

Руководитель кружка

1

«Юный эколог»

 

ПН.

14. 15 – 14. 55

ВТ.

14. 15 – 14. 55

 

5 – 8

Лисицына А.А.

2

«Музейное дело»

ПТ.

 14.15 – 14.55

5 – 9

Крюкова Л. А.

3

«Настольный теннис»

ЧТ.

17.00 – 17.45

7 - 11

Бернацкая М.В.

 

4

СОГ

(Спортивно-оздоровительная группа)

ВТ., СР., ПТ.

17.00 – 18.30

 

Бернацкая М.В.

 

5

«Народная песня»

 

ПТ.

13.20 – 14.05

3 - 4

Лопонос Н. В.

6

Театр

СР.

14.15 – 14.55

5 - 10

Болгарь Т. А.

7

Школа здоровья

 

 

Суслова И. Н.

8

Кружок вокального пения

СР.

13.20 – 14.05

5- 7

Лопонос Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к плану дополнительного образования

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». Общеобразовательная школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует внеклассная работа (элективы, предметные кружки).

Основным требованием к организации внеурочной работы является:

– вовлечение в кружки всех учащихся с учетом их интересов, способностей;

– органичное единство учебной и внеучебной деятельности;

– увлекательность внеурочных занятий.

Для развития личности ученика, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности организована кружковая работа по предметам.

Часы, используемые на кружковую работу по отдельным предметам, способствуют расширению умственного кругозора ребенка, развитию творческих способностей, обеспечивают повышенный уровень изучения отдельных предметов. Работа в кружках – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на учащихся 6 – 9 классов. В нее включены разделы: эволюция, экология, жизнь и деятельность выдающихся ученых-натуралистов. Курс расширяет знания учащихся, полученные на уроках, способствует углубленному изучению отдельных тем школьного курса биологии и экологии, способствует подготовки к районным и областным олимпиадам по естественному циклу.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающих самые основы существования цивилизации, являются все углубляющиеся противоречия между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по природному балансу нашего края. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников и воспитании любви к родному краю призвано служить проведение дополнительных занятий кружка биолого-экологического направления.

Программа составлена на 3 года.

Программа ансамбля народной песни «Ручеёк» составлена на 1 год обучения учащихся 2 – 5 классов.

Цель обучения – освоение песенной традиции своего народа, естественного звукообразования, дикции, декламации, естественного пользования рабочим диапазоном, овладение дыханием. В ходе обучения учащиеся принимают участие в концертах, смотрах, конкурсах. Обращение к сокровищнице русского фольклора плодотворно влияет на развитие интеллекта, обогащает нравственно, побуждает ребенка осознать себя хранителем и носителем русской культуры.

Хоровое пение является наиболее активной, действенной формой музыкального обучения в школе. На занятиях учащиеся соответственно возрасту овладевают минимумом знаний и навыков, которые позволяют им по выходе из школы стать активными слушателями и исполнителями.

Программа кружка «Музейное дело» составлена на 3 года и предполагает вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность по изучению политической, экономической, социальной и военной истории нашего города, поселка. Программа предусматривает целый комплекс воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами, посещение музеев, выставок, экскурсий по городу. Участие в различных городских и областных краеведческих конкурсах и чтениях способствует закреплению теоретического материала, полученного на занятиях. Курс занятий рассчитан на учащихся 7–11 классов. В нем активно сочетаются учебный и воспитательный аспекты, так как в ходе занятий ребята получают представление не только о военном прошлом родного края, но и об особенностях его экономического и социального развития. История школы – важная часть поисковой работы, которой занимаются учащиеся.

Программа кружка «Настольный теннис» составлена на 1 год обучения. Занятия в кружке должны научить воспитанников важным двигательным навыкам и умениям, подготовить физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных спортсменов. В процессе теоретических и практических занятий, участия в соревнованиях учащиеся должны получить знания и навыки, необходимые спортивному судье, чтобы оказать помощь в организации школьных соревнований.

Учебный план кружковой работы разработан согласно Уставу школы и гигиеническим требованиям в различных видах современных общеобразовательных учреждений (санитарные правила СП.2.4.2.1187-02).

 

 

 

 

 

Должностная инструкция
ПедагогА дополнительного образования

 

1 Общие положения.

1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога дополнительного образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2 Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями (например, в области народных промыслов), выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии школы, в порядке исключения, может быть назначено на должность педагога дополнительного образования.

1.4 Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5 В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и локальными актами (в том числе настоящей должностной инструкцией) гимназии, трудовым договором и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкций), трудовым договором (контрактом).

Педагог дополнительного образования соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2 Функции.

Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются:

2.1 Дополнительное образование обучающихся школы.

2.2 Развитие способностей обучающихся.

3 Должностные обязанности.

Педагог дополнительного образования выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 Комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения.

3.2 Осуществляет дополнительное образование обучающихся.

3.3 Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.

3.4 Обеспечивает соблюдение прав свобод обучающихся.

3.5 Участвует в разработке и реализации образовательных программ.

3.6 Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность.

3.7 Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

3.8 Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.9 Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.

3.10 Оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам школы.

3.11 Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, проводит инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца.

3.12 Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

3.13 Повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы.

3.14 Участвует в работе педагогического совета школы.

3.15 Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

3.16 Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4 Права.

Педагог дополнительного образования имеет право:

4.1 Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2 На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4 Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5 На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6 Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7 Повышать квалификацию;

4.8 Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9 Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленных Правилами о поощрении и взысканиях обучающихся Школы.

5 Ответственность.

5.1 Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкций, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3 За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающихся, совершением иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4 За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6 Взаимоотношения. Связи по должности.

Педагог дополнительного образования:

6.1 Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия обязательных плановых общешкольных мероприятий и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены выработки.

6.2 Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3 Представляет заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4 Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Хостинг от uCoz

Перейти на главную страницу сайта