Образовательная программа школы

 МОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район»

 

 

МОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» является общеобразовательным учреждением предшкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Структурно Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (предшкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Предназначение школы
Создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно социально  адаптироваться  в быстро меняющемся мире.


Цели и задачи образовательного процесса

 

  1. Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
  2. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.
  3. Создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
  4. Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.
  5. Обеспечить социально-педагогическое отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

 


Средства реализации предназначения школы
1. Усвоение учащимися базового содержания образовательных областей
2. Предоставление учащимся возможности выбора профиля обучения
3. Предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг

Направленность образовательной программы
1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе
2. Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека
3. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ

Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»;
- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196;
- «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089
- «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года
- Законодательные акты Министерства образования Калининградской области.

В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:


При этом в школе работает предшкольный  класс, в котором   организуются занятия, направленные на развитие речи, познавательных способностей, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, творческих способностей ребенка 5-7 лет. Срок  освоения – 2 года.

 

Программа дошкольного образования 

Процесс развития дошкольника осуществляется по программе «Преемственность»,  под редакцией Н.А. Федосовой и по программе «Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева

Задачи программы:

1.Развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

2.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

3.Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

4.Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и физической культуры.

Примерное распределение занятий:

Физическое развитие – 2 занятия в неделю.

Художественная литература-1 занятие в неделю.

Экологическая культура  – 1 занятие в неделю.

Мир искусства и художественная деятельность – 2 занятия в неделю.

Мир музыки – 2 занятия в неделю.

Речевое развитие – 2  занятия в неделю.

Математическое развитие – 1 занятие в неделю.


I ступень - начальное общее образование, срок освоения 4 года;
II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет;
III ступень - среднее (полное) общее образование, срок освоения 2 года.

 

 

 

Образовательная программа начального общего образования

 

            Реализуемые образовательные программы:

·         Общеобразовательная программа начального общего образования (1-4 классы).

 

1.   Целевое назначение:

o  формирование у младших школьников познавательного интереса, желания и умения учиться;

o  развитие средств и способов мышления, обеспечивающих постановку и решение различных конкретно-практических задач;

o  создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания учиться;

o  охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

o  освоение обязательного минимума содержания начального образования;

o  достижение уровня элементарной грамотности, овладение элементарными приемами освоения социального опыта: чтением, письмом, счетом, умениями социальной коммуникации (общение со взрослыми, сверстниками и т.д.)

 

2.   Характеристика учащихся, которым адресована программа.

·         В 1-й класс принимаются все дети, достигшие 6,5 – 7-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в 1-м классе.

 

3. Процедура выбора образовательных программ

Технология комплектования 1-го класса:

-        ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми в школе общеобразовательными программами  (родительское собрание в школе)- февраль;

-        родительское собрание на тему: «Готовность ребенка к школе» - март;

-        прием заявлений - апрель-август;

-        анализ состояния здоровья детей, рекомендации врача (по желанию родителей) – апрель – август;

-        индивидуальная консультация педагога, психолога, логопеда по определению выбора образовательного маршрута (с родителями);

-        родительское собрание – август.

 

4.   Продолжительность обучения –4 года

 

5.   Ожидаемый результат

      - освоение обязательного минимума содержания начального общего образования;

      - достижение уровня элементарной грамотности.

 

6.  Учебный план

Учебный план для начальной школы составлен на основе следующих документов:

·          Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·         Приказ Комитета Министерства образования Калининградской области  от 21.04.1998 № 285 «Об утверждении примерного учебного плана ОУ  Калининградской области»;

·         Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 (пункт 2.9 «Требования к режиму образовательного процесса»).

 

7. Учебные программы

·         Общеобразовательные программы по предметам, утвержденные МО РФ.

·         Рекомендуемые программы дополнительного образования:  народной песни, танцевальный, спортивный..

 

8. Организационно-педагогические условия

·         Режим пятидневной учебной недели.

·         Продолжительность уроков 35 минут (1 класс), 45 минут (2-4 класс).

·          Реальная наполняемость класса.

·         Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

-   развивающее обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии игрового обучения;

- обучение в сотрудничестве (групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология коммуникативного обучения иностранной культуре;

- система инновационной оценки «портфолио».

 

9. Формы аттестации достижений учащихся:

-          безотметочное обучение (1 класс, I полугодие 2 класса);

-          итоговые контрольные и срезовые работы;

-          мониторинги;

-          индивидуальная карта сопровождения детей;

-          «портфолио» учащихся;

-          праздники, конкурсы.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.
Нравственный потенциал.
· Восприятие и понимание уч-ся таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
· Внутренняя потребность выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал.
· Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный потенциал.
· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал.
· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
· Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
· Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
· Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Образовательная программа основной школы (5 – 9 классы)

 

Реализуемые образовательные программы:

·         Общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы).

 

1.      Целевое назначение:

- развитие мотивации к учебной деятельности;

- достижение обязательного минимума содержания основного общего образования;

- развитие творческих способностей учащихся, культуры умственного труда, навыков самообразования, самоконтроля, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- формирование у учащихся умения написания творческих работ;

- формирование чувства ответственности за жизнь и здоровье свое и окружающих;

- обеспечение предпрофильной подготовки учащихся 9-го  класса.

- создание условий для предварительного самоопределения учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности. 

 

2.      Характеристика учащихся, которым адресована программа

·          возраст: 10 – 14 лет;

·          уровень готовности к освоению программы: успешное окончание начальной школы;

·          состояние здоровья: 1 – 4 группы здоровья;

 

3.      Процедура выбора образовательных программ:

 

Основанием выбора образовательного маршрута в 5 – 8 классах является:

-        успешность учебной деятельности;

-        познавательные интересы учащихся;

-        желание родителей и учащихся;

-        состояние здоровья учащихся.

-         

В  9 классе, кроме вышеуказанных, еще и:

-        профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка.

 

Процедура выбора предполагает:

-        доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных маршрутах;

-        сбор информации и на его основе анализ успешности учебной деятельности учащихся;

-        мониторинг образовательных потребностей родителей и учащихся;

-        педагогический совет по утверждению образовательных маршрутов учащихся;

 

 

4.      Продолжительность обучения: 5 лет.

 

5.      Ожидаемый результат:

-успешное освоение дисциплин учебного плана школы;

- овладение учащимися уровня функциональной грамотности, т.е. способности решать функциональные проблемы на основе сформированных правил и норм.

По окончании основной школы учащиеся получают аттестат об основном общем       образовании установленного образца.

 

6.      Учебный план

Учебный план для основной школы составлен на основе следующих документов:

·         Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·         Приказ  Министерства  образования  Калининградской области «Об утверждении примерного учебного плана ОУ  Калининградской области»;

·         Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 (пункт 2.9 «Требования к режиму образовательного процесса»).

 

7.      Учебные программы

·  Общеобразовательные программы по предметам, разработанные МО РФ.

·  Программы дополнительного образования по направлениям: спортивное, краеведческое.

·  Воспитательная программа.

 

7.   Организационно – педагогические условия

·    Режим пятидневной учебной недели.

·    Продолжительность уроков 45 минут.

·    Начало уроков – 8  часов 30 минут.

·    Реальная наполняемость класса .

 

·    Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Кроме этого, учителями проводятся групповые и индивидуальные занятия с учащимися.

·     При необходимости  отработка  летней  трудового практики.

·         Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

-   развивающее обучение;

- технология уровневой дифференциации;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии игрового обучения;

- проектные методы обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология коммуникативного обучения;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- развитие исследовательских навыков.

 

8.   Формы аттестации достижений учащихся

-           текущая успеваемость;

-           разноуровневые контрольные работы;

-           тестирование;

-           мониторинги;

-           предметные олимпиады, праздники, творческая аттестация;

-           «портфолио» учащихся;

-           итоговая аттестация выпускников 9-го класса проводится в соответствии Законом РФ «Об образовании» в редакции, введенной в действие 15.01.1996 ФЗ РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХIII) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ от 03.12.99 № 1075, зарегистрированного в Минюсте РФ 17.02.2000 № 2114 (изменениями на 08.12.2004) и нормативными документами, принятыми Комитетом по образованию.

 

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями



 

Образовательная программа средней (полной) школы (10 – 11 классы)

 

Реализуемые образовательные программы:

·         Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

 

1.      Целевое назначение

 - достижение обязательного минимума содержания среднего (полного) образования;

 

- формирование готовности к продолжению образования.

 

2.      Характеристика учащихся, которым адресована программа

·          Возраст: 15 – 17 лет.

·          Уровень готовности к освоению программы. В 10-й класс школы принимаются учащиеся из числа выпускников основной школы, имеющих аттестат об основном общем образовании в заявительном порядке.

·          Состояние здоровья:  1 – 4 группы здоровья.

 

 

3.      Процедура выбора образовательных программ:

Основанием для выбора образовательного маршрута является:

-        жизненные планы учащихся;

-        достижение учащимися уровня образованности, необходимого для успешного продвижения по данному образовательному маршруту;

-        состояние здоровья ученика;.

Процедура выбора образовательного маршрута учащимися средней школы:

-        информация для учащихся и родителей о возможных выборах образовательных маршрутов;

-        проведение психологического тестирования и индивидуальных консультаций, позволяющих оценить свои психологические особенности и качества личности и осуществить корректировку жизненных планов;

-        педагогическая диагностика уровня образованности учащегося;

-        анализ творческих, социальных и других личностных достижений учащихся;

-        зачисление учащихся в 10-й классы.

 

4.      Продолжительность обучения: 2 года

 

5.      Ожидаемый результат

Обязательным результатом освоения образовательной программы  среднего (полного) образования является:

-достижение учащимися уровня общекультурной и допрофессиональной компетентности;

-готовность к социальному взаимодействию и межличностному сотрудничеству;

-готовность к продолжению образования и самоопределению в профессиональной среде.

По окончании средней школы учащиеся получают аттестат установленного образца о среднем (полном) образовании.

 

6.      Учебный план

Учебный план для средней школы составлен на основе следующих документов:

·         Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·         Приказ  Министерства  образования  Калининградской области «Об утверждении примерного учебного плана ОУ  Калининградской области»;

·         Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 (пункт 2.9 «Требования к режиму образовательного процесса»).

 

 

7.      Учебные программы

По всем предметам реализуются базовые и скорректированные государственные учебные программы, обеспечивающие выполнение федерального образовательного стандарта.

 

8.      Организационно- педагогические условия

·         Режим пятидневной учебной недели. Классно-урочная система.

·         Продолжительность урока – 45 минут.

·         Реальная наполняемость класса  

·         Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Кроме этого, учителями проводятся групповые и индивидуальные занятия с учащимися.

·                    Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

 

-   развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие исследовательских навыков;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектные методы обучения;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая форма);

- технология коммуникативного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- система инновационной оценки «портфолио»;

 

 

9.      Аттестация достижений учащихся

·         Текущая аттестация.

·         Аттестация по итогам  четвертей.

·         Аттестация по итогам курса (или года, если курс не изучен в течение одного года) осуществляется на основе отметок за полугодие по данному курсу.

·         Переводные контрольные работы и экзамены в 10-м классе проводятся по решению педагогического совета с целью определения личных достижений учащихся, повторения и обобщения ими полученных знаний. Содержание контрольных работ, экзаменов и форма их проведения определяется педагогическим советом школы.

·         Итоговая аттестация за 10-й класс проводится на основании аттестации по итогам года с учетом контрольных работ и  переводных экзаменов.

·         Итоговая аттестация выпускников 11-го класса проводится в соответствии Законом РФ «Об образовании» в редакции, введенной в действие 15.01.1996 ФЗ РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХIII) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ от 03.12.99 № 1075, зарегистрированного в Минюсте РФ 17.02.2000 № 2114 (изменениями на 08.12.2004) и нормативными документами, принятыми Комитетом по образованию.

Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на данной ступени.

Нравственный потенциал.
· усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».
· воспитание чувства гордости за свою Родину.
· адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
· готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.
· сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
Познавательный потенциал.

· желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы,
· сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования,
· наличие навыков самостоятельной учебной деятельности,
· знание и понимание основных положений Конституции РФ.

Коммуникативный потенциал.
· наличие индивидуального стиля обучения,
· владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов,
· способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.
· стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты
· потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов,
· желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Физический потенциал.
· стремление к физическому совершенству,
· осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 Педагогические кадры

Важнейшим компонентом в совокупности организационно-педагогических условий является собственно педагогический коллектив, его профессиональные характеристики, наличие в нем ярких индивидуальностей педагогов, стремление к объективному самоанализу, самообразованию, постоянному совершенствованию и развитию профессионального потенциала. Педагогический коллектив школы по состоянию на начало 2007-2008 учебного года полностью укомплектован, состоит из  24 педагогов ( 4 из них совместители), имеет следующие количественные и качественные характеристики:

образование

категория

награды

Засл. учитель

Почетный работ.

Отл. просвещ.

Высшее – 21

Н/В -1

Ср. спец.-2

Высшая -6

Первая – 10

Вторая - 4

2

2

1

 

- средний возраст педагогов – 45 лет, средний стаж работы -15 лет.

-для  повышения квалификации педагогов школа широко использует возможности  КОПК и ПРО   и других учреждений области. 30% учителей прошли курсы повышения квалификации по информационным технологиям;

-по итогам опроса учителя отмечают, что в школе созданы условия для творческого роста учителей и благоприятный микроклимат, поощряются и материально стимулируются как добросовестный труд, так и инновационная деятельность;

-действует психолого-социально-валеологическая служба, в составе 2 социальных педагогов, валеолога и психолога, что позволяет оказывать помощь и поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута.       

Организация дополнительного образования учащихся

          Программы дополнительного образования направлены на развитие познавательных интересов учащихся, повышения уровня их общей культуры.

          Содержание программ дополнительного образования имеет вариативный характер и определяется образовательными запросами учащихся, кадровыми и материально-техническими возможностями школы.

1.      Сеть кружков по интересам. В школе работают следующие кружки:

-

2.      Целевые досуговые программы внеклассной работы, направленные на освоение культурной среды  Калининградской области:

         - учебные экскурсии

         - посещение театров, выставок, музеев

3.      Досуговые мероприятия, посвященные памятным, торжественным, праздничным событиям в жизни страны, области, школы.

Результаты освоения образовательной программы

Под ожидаемым результатом освоения учащимися образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

Вся система учебно-воспитательной работы и допрофессиональной подготовки учащихся осуществляется в комплексе и направлена на то, чтобы помочь нашим выпускникам стать способными к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

В связи с этим основными критериями успешности нашей работы можно считать:

- возможность каждого выпускника получать то образование, о котором он мечтал;

-реализацию карьерных устремлений учащихся;

-адекватность ожиданий и запросов реальным возможностям;

- способность строить карьеру и жизнь, опираясь на реальность.

Для получения наиболее полного представления о реализации этих задач педагогический коллектив считает необходимым внимательно изучать личностную и социальную историю наших выпускников. Это достигается в результате анкетирования, проведения встреч выпускников. Эта работа позволяет нам получать необходимую обратную связь в отношении эффективности наших педагогических усилий, своевременно корректировать и совершенствовать содержание образовательной программы.


Образовательная программа школы принимается сроком на 5 лет. Школа оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере необходимости.

 

 

Хостинг от uCoz