Философия самопознания

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Б.Пастернак.

      Итак, моя педагогическая философия. Её можно передать словами замечательного русского писателя Бориса Пастернака. Ведь для того чтобы учить детей нужно обязательно принимать живое участие в их жизни, их делах, не наблюдать со стороны, скептически на всё посматривая, а именно включаться в каждый этап их взросления, прожить с ними годы их обучения в школе.

      Я очень часто размышляю над смыслом выбранного пути. После окончания института, я поняла, что раскрыть сущность своего характера могу только в школе. Я понимала, как хорошо помогать ребятам. Но со временем поняла: куда важнее не допустить, чтобы не возникли проблемы со здоровьем у детей. Для меня школа – это не просто место работы, а место, где есть возможность самореализоваться, раскрыться, сопереживать и, конечно же, не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше и дальше, т.е. творить.

     С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Почему бы не довольствоваться найденным, проверенным, действующим, над чем мучительно биться, к каким вершинам стремиться? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь – эксперимент, непрекращающийся поиск из груды необходимых фактов, примеров, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть прием, который может заставить мыслить ученика, разожжет в нем желание к познанию, сделает учение удовольствием.

      Сколько лет должен учиться учитель? Вопрос риторический – всю жизнь. Это не значит, что учитель очень хорошо должен знать программный материал. Учитель должен быть разносторонне развитой личностью, он должен уметь поддержать любой разговор учеников в совершенно различных областях знаний, суметь переубедить, если ребенок не прав, или поддержать, а не обижать. А.С.Макаренко говорил, что действительный авторитет основывается на гражданской деятельности, на гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, на помощи ему и на ответственности за его воспитание. К детям необходимо относиться как к равным себе, как к взрослым, постараться понять их и помочь им, прививать ценности, учить их сопереживать, пользоваться накопленным жизненным опытом, создавать условия для творчества и поиска, фантазии и воображения, убеждать, что существует более чем один способ достижения какой-либо цели и что каждый может совершить свое открытие.

      В философии образования есть точка зрения, что настоящим педагогом становится не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.

Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

И.В.Гете «Фауст».

     В педагогической деятельности необходимо за конкретными событиями, фактами, делами, разговорами видеть их общий смысл, объединяющую цель и понимать, на какую систему ценностей работает то или иное педагогическое усилие. Нам необходимо понять и почувствовать, как ребенок учится или почему не учится, потому что ребенок – личность, вырабатывающая отношение к себе и к миру. Ведь настоящее знание и понимание приходят через собственный результат деятельности. А результат нашей деятельности – сотворчество всех ее участников.

     Очень важно для учителя, когда ему ученики доверяют, делятся своими тайнами, чувствами, мыслями, спрашивают совета. «Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно», - писал В.А.Сухомлинский. Необходимо помнить, что жизнь ребенка, сам путь учения – это ценность, процесс становления, переживания, в котором ощущение счастья, радости находятся рядом с горем и сочувствием. И этот опыт необходим растущему человеку. И еще важно помнить, что подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни.

    Когда я беру классное руководство или новый класс, ставлю перед собой много целей и задач, но среди них основными считаю следующие:

- воспитывать глубокую порядочность, честность;

- умение дружить, чувство товарищества;

- доброту, гуманность…

     И вот, когда понимаю, что близка к своей цели, радуюсь: не зря столько сил, стремлений отдано им, моим детям.

     Жизнь ребенка в школе предполагает встречи и прощания, радости и горести, диалоги и монологи, впечатления и события. Как это пространство духовной индивидуальной жизни растущего человека сохранить, как помочь ему осмыслить происходящее с ним, помочь с благодарностью принимать все то, что посылает опыт каждого дня, не обозлиться, не отдалиться от одноклассников, не стать изгоем? Процесс духовно-нравственного становления человека, который продолжает черпать из детства воспоминания, опыт общения, знания, искренность своих чувств, происходит по своим тайным, скрытым законам. Очень важно убедить детей в том, что «людей неинтересных в мире нет», что важно принять следующие гуманистические идеи:

Я – человек свободный, выбирающий свой собственный жизненный путь, пусть даже через неудачи и ошибки, ушибы и кровоточины.

 Я – человек самостоятельный и сам определяю цели и ценности.

Я – человек, ответственный за каждый совершаемый мной выбор. И если хоть часть моих детей примет эти идеи и вслед за мной будет стремиться «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья», я буду считать, что моя педагогическая философия на правильном пути.

Хостинг от uCoz
На главную страницу портфолио Мунаваровой Г.Х.