Философия
сотворчества
Лисицыной Анны Анатольевны
Я – счастливый человек, потому что работаю в
школе, и уже почти десять лет я на каждый урок иду с радостью. И каждый урок для меня –
это маленькое открытие, новая ступень на бесконечном пути познания, так как в
нашей профессии нет предела совершенству. На уроках я пытаюсь открыть что-то
новое и интересное: сегодня это новая информация, а завтра это будет пытливый
взгляд моего ученика, который я вчера еще не видела. И нет большего счастья,
чем видеть глаза ребенка, для которого я открыла мир прекрасного, глаза
ребенка, готового к сотворчеству. Как удержать этот взгляд и привлечь другие?
Вот в чем главный вопрос моей педагогической философии. Хочется объять необъятное: показать красоту и гармонию природы, дать
глубокие знания, которые пригодились бы каждому в жизни. А еще хочется, чтоб
ученики на уроках общались, думали, творили, а сам процесс обучения был бы
радостным. Для этого в своей педагогической деятельности я создаю условия для
развития творческих способностей учащихся.
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…», - эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Ведь школьный урок – не только обучение науке в течение определенного количества времени, это воспитание всесторонне развитой личности. Обучение и воспитание неразделимы в образовательном процессе.
На своих уроках я стараюсь воспитать у ребят способность восхищаться красотой и многообразием природных форм, развиваю наблюдательность, творческую индивидуальность, эмоциональный интерес к окружающему миру.
Мне нравится проводить нетрадиционные
уроки: конкурсы, викторины, КВНы, пресс-конференции, устные журналы,
уроки-путешествия в прошлое, экскурсии. Для учащихся нестандартный урок –
переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,
положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому
проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как
правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их
активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Всегда особый интерес у моих учеников вызывают
экскурсии, на них ребята учатся наблюдать за природой. Можно долго рассказывать
детям, как выглядят липа или дуб, и чем они отличаются, но результат будет
незначительный. Однако достаточно показать эти деревья, погладить ствол,
рассмотреть веточки, предложить нарисовать, и ребята надолго запомнят их.
Еще мне очень нравится проводить на
разных этапах урока дидактические игры. Этому виду деятельности я отвожу особую роль
на уроке, ведь, как заметил А.Франс: «Учиться можно только
весело…. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Вместе
с тем игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной
деятельности ребенка, не должна подменять серьезную исследовательскую работу на уроке. Прав К.Ушинский, считавший, что «сделать
учебную работу насколько возможно интересной и
не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». Поэтому большую роль на
уроке я отвожу глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи
материала, не допуская небрежности в употреблении терминов и понятий, требуя
этого и от учеников.
Каждый, кто пытался обобщить свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать. Конечно, можно разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока – удивительное душевное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли? Как передать то волшебство, которое происходит за порогом школьного класса?
Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Ставя перед собой целью развивать творческие возможности ребенка, я постоянно работаю над собой в плане творческого роста, повышаю свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Я хочу быть личностью, интересной для своих учеников.
Мир моих увлечений я ассоциирую с радугой, в которой каждый цвет символизирует то, что мне интересно:
· Зеленый – цвет жизни. Я, прежде всего, являюсь преподавателем одной из наиболее интереснейших наук – биологии. Разве не замечательно иметь представление о самом удивительном явлении во Вселенной – жизни? Я счастлива тем, что мне удалось свою любовь к биологии передать ребятам. Вот лишь некоторые выдержки из их сочинений:
«Биология интересна
мне всем, с ней я познаю окружающую жизнь».
«Каждый уважающий себя человек должен знать из чего он
состоит, и что его окружает».
«Я считаю, что биология – один из главных предметов в
школе. На уроках мы узнаем о том, как выглядели живые
организмы в прошлом. Так же мы открываем для себя разнообразие растений и
животных на Земле».
«Биология нужна, биология важна.
Биологию мы учим,
Она жизни нас
научит».
Когда я читаю эти строчки, понимаю, что работаю в школе не зря.
· А еще я преподаю химию. Это наука необычная и удивительная, как оранжевый цвет. Кто из нас в детстве не химичил? Бросишь в воду кусок карбида, капнешь уксуса в ложку соды – простейшие реакции, а чувствуешь себя просто волшебником! И только со временем, познав некоторые тайны этой чудесной науки, понимаешь, что химия – это не только наука о красивых явлениях и превращениях, без нее современную жизнь представить трудно. А еще химия неразрывно связана с биологией. Их единение нам доказывает, что все в природе взаимосвязано. Невозможно изучать живое без знаний химических процессов.
· Красный – цвет любви. Любовь многолика, у нее множество аспектов. Без нее невозможно представить учителя. «Если ты не пропустил каждого ребенка через свое сердце, ничего не добьешься»,- замечательные и удивительно точные слова Ш.Амонашвили. Именно любовь к детям привела меня когда-то работать в школу. Любить – это понимать и принимать ребенка всякого: умного и не очень, послушного и шумного, тихого и непоседливого забияку. Любить – это отдавать частичку своего сердца, не требуя ничего взамен.
· Голубой - цвет мечты, а мечтается лучше всего под музыку. Музыка отражает особые мотивы природы. Композитор передает свои эмоции при помощи звуков, мелодий, которые воздействуют на наши чувства, рождая образы. Музыка Чайковского, Мусоргского, Вагнера, Римского-Корсакова глубоко волнует, показывая красоту и величие природы. Так, например «Вальс цветов» П.И.Чайковского настраивает на восприятие темы в 6 классе «Цветок».
· Синий – цвет поэзии. Я очень люблю читать стихи, потому что в них глубина и красота мысли. Удачно подобранное четверостишие – украшение любого урока. Мои ученики часто на уроках сочиняют стихи. Например, вот такое стихотворение написала мне в подарок моя ученица:
«Любила биологию я в школе изучать.
Учить ее по вечерам, пятерки получать.
И очень много нового о жизни узнавать:
Как появляются плоды? Куда деваются цветы?
Зачем жужжат в цветах шмели?
Ответит нам на все предмет,
Которого чудесней нет!»
· Фиолетовый – необычный, загадочный цвет, так же как и живопись. На своих уроках и мероприятиях я учу оценивать эстетические достоинства природных объектов и явлений в многообразных формах художественного освоения природы, одной из которых является живопись. Многие художники понимали красоту природы и передавали ее в своих произведениях. Так, например, великий пейзажист конца 19 века Исаак Левитан всегда повторял своим ученикам: «Больше любви, больше поклонения природе». Его картины нужно рассматривать медленно. Чем больше вглядываешься в них, тем милее становятся лес, поля, цветы, река, рощи. И в памяти всплывают знакомые с детства строчки:
«Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…»
На своих уроках я соединяю два пути познания мира – научный, на основе рационально-логической формы мышления, и художественный, где преобладает эмоционально-образная сторона. Я – натура творческая. Скука и однообразие действуют угнетающе на меня и моих учеников. Поэтому уроки, которые я провожу, при соблюдении всех методических канонов, получаются нестандартными.
·
Желтый – цвет состоявшейся личности. Достигнув
определенного возраста, накопив жизненный опыт,
понимаю, что мне есть чем поделиться с другими людьми. И я воплощаю свое виденье мира, общаясь с
ребятами, как учитель и как классный
руководитель, помогаю им понять себя. Я являюсь классным руководителем в 11
классе. Иногда мне приходится нелегко. Но я поняла одно, что нет готовых рецептов в
воспитании: нужны знания и безграничная любовь к детям. Я предлагаю ребятам
совместный поиск ценностей, оснований, смыслов, методов, форм и средств
деятельности: и это находит отклик в их сердцах. Душа ребенка – тонкая материя, которую можно
повредить одним лишь неосторожно сказанным словом, поэтому важно не назидание,
а тесное сотворчество преподавателя и ученика.
Мягкий
свет улыбки доброй, искренней,
Рук
тепло и лучики в глазах…
Сердце
бережет надежду чистую
В ярких
детских побывать мечтах.
Чтобы в
тайны жизни проникая,
Хоть
одну из них осуществить,
Творчеством
ребенка вдохновляя,
Научить
и верить и любить…
Чтоб не
обмануть надежды ждущего,
Мудрости
и счастья свет несет.
Вот
портрет Учителя грядущего,
Кто
«умеет», «любит», «отдает»…
У ребят я ассоциируюсь тоже с разной палитрой цветов. Когда мы собрали их вместе, получилось 7 цветов – цветик-семицветик. Вот так видят меня мои ученики, и такие ассоциации вызываю у них я:
Красный – цвет энергии, белый – цвет познания, желтый – лидерство, розовый – нежность, голубой – доброта, бордовый – импульсивность, зеленый – цвет жизни.
Окончив университет, я не сразу пошла в педагогику. Но со временем я поняла, что, возможно, только эта деятельность даст мне то, что ищу, работая в других местах. И я окунулась в школьную жизнь с головой. «Стараясь для других, мы находим свое счастье», - эти слова мудрого Платона как нельзя точно передают то, что я поняла, поработав в школе. Учительская профессия – постоянная самоотдача, поиск и саморазвитие, творческий порыв и взлет.
Великий русский писатель, знаток человеческих душ, Л. Н. Толстой писал: «Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо». Эти слова я повторяю про себя вновь и вновь, перед тем как войти в класс. Я бы еще добавила, что учитель всегда должен идти вперед, искать такие подходы в своей деятельности, которые задевали бы не только ум, но и душу ученика.
Для меня формула учительского
успеха выглядит так: Интеллект + Творчество +
Профессионализм + Трудолюбие + Саморазвитие и безграничная любовь к детям и
профессии.
Я благодарна судьбе за то, что на моем
жизненном пути, повстречались настоящие Учителя. Желание познания появилось у меня в школе. И я говорю огромное спасибо педагогам Гвардейской
средней школы № 1, которые не погасили, а разожгли во мне это стремление
к наукам, к учению и дали мне хорошую путевку в жизнь. Много настоящих
учителей мне встретилось в гимназии №
Каждый
день свой,
Исполняя Миссию,
Не теряет сердце доброты,
Ведь Учитель – это не профессия,
Это образ жизни, свет души!