Философия сотворчества

Лисицыной Анны Анатольевны

 

     Я – счастливый человек, потому что работаю в школе, и  уже  почти десять лет я на каждый  урок иду с радостью. И каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступень на бесконечном пути познания, так как в нашей профессии нет предела совершенству. На уроках я пытаюсь открыть что-то новое и интересное: сегодня это новая информация, а завтра это будет пытливый взгляд моего ученика, который я вчера еще не видела. И нет большего счастья, чем видеть глаза ребенка, для которого я открыла мир прекрасного, глаза ребенка, готового к сотворчеству. Как удержать этот взгляд и привлечь другие? Вот в чем главный вопрос моей педагогической философии. Хочется объять необъятное: показать красоту и гармонию природы, дать глубокие знания, которые пригодились бы каждому в жизни. А еще хочется, чтоб ученики на уроках общались, думали, творили, а сам процесс обучения был бы радостным. Для этого в своей педагогической деятельности я создаю условия для развития творческих способностей учащихся.

               

 « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…», - эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Ведь школьный урок – не только обучение науке в течение определенного количества времени, это воспитание всесторонне развитой личности.   Обучение и воспитание неразделимы в образовательном процессе.

     На своих  уроках я стараюсь воспитать у ребят способность восхищаться красотой и многообразием природных форм, развиваю наблюдательность, творческую индивидуальность, эмоциональный интерес к окружающему миру.


                    


 Мне нравится проводить нетрадиционные уроки: конкурсы, викторины, КВНы, пресс-конференции, устные журналы, уроки-путешествия в прошлое, экскурсии. Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних  заданий. Всегда  особый интерес у моих учеников вызывают экскурсии, на них ребята учатся наблюдать за природой. Можно долго рассказывать детям, как выглядят липа или дуб, и чем они отличаются, но результат будет незначительный. Однако достаточно показать эти деревья, погладить ствол, рассмотреть веточки, предложить нарисовать, и ребята надолго запомнят их. 

 

                           


                            
Еще мне очень нравится проводить  на разных  этапах урока дидактические игры.  Этому виду деятельности я отвожу особую роль на уроке,  ведь, как заметил А.Франс: «Учиться можно только весело…. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».  Вместе с тем игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности ребенка, не должна подменять серьезную  исследовательскую работу на уроке. Прав К.Ушинский, считавший, что «сделать учебную работу насколько возможно интересной и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». Поэтому большую роль на уроке я отвожу глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допуская небрежности в употреблении терминов и понятий, требуя этого и от учеников.

       Каждый, кто пытался обобщить свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать. Конечно, можно разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока – удивительное душевное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли? Как передать то волшебство, которое происходит за порогом школьного класса?

 

Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?

 

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

 

Когда сомнений нету боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

 

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

 

      Ставя перед собой целью развивать творческие возможности ребенка, я постоянно   работаю над собой в плане творческого роста, повышаю свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Я хочу быть  личностью, интересной для своих учеников.

      Мир моих увлечений  я  ассоциирую  с радугой, в которой каждый цвет символизирует то, что  мне  интересно:

 

                     

 

·         Зеленый – цвет жизни. Я, прежде всего, являюсь преподавателем одной из наиболее интереснейших наук – биологии. Разве не замечательно иметь представление о самом удивительном явлении во Вселенной – жизни?  Я счастлива тем, что мне удалось свою любовь к биологии передать ребятам. Вот лишь некоторые выдержки из их сочинений:

 

 

 

 «Биология интересна мне всем, с ней я познаю окружающую жизнь».

«Каждый уважающий себя человек должен знать из чего он состоит, и что его окружает». 

«Я считаю, что биология – один из главных предметов в школе.  На уроках  мы узнаем о том, как выглядели живые организмы в прошлом.  Так же  мы открываем для себя разнообразие растений и животных на Земле».

«Биология нужна, биология важна.

Биологию мы учим,

 Она жизни нас научит».

 

Когда я читаю эти строчки, понимаю, что работаю в школе не зря.

 

·         А еще я преподаю химию. Это наука необычная и удивительная, как оранжевый цвет.    Кто из нас в детстве не химичил? Бросишь в воду кусок карбида, капнешь уксуса в ложку соды – простейшие реакции, а чувствуешь себя просто волшебником! И только со временем, познав некоторые тайны этой чудесной науки, понимаешь, что  химия – это не только наука о красивых явлениях и превращениях, без нее современную жизнь представить трудно. А еще химия неразрывно связана с биологией. Их единение нам доказывает, что все в природе взаимосвязано. Невозможно изучать живое без знаний химических процессов.

                            

 

·         Красный – цвет любви.   Любовь многолика, у нее множество аспектов. Без нее невозможно представить учителя. «Если ты не пропустил каждого ребенка  через свое сердце, ничего не добьешься»,- замечательные и удивительно точные слова  Ш.Амонашвили. Именно любовь к детям привела меня когда-то работать в школу. Любить – это  понимать и  принимать ребенка всякого: умного  и не очень, послушного и шумного,  тихого и  непоседливого забияку. Любить – это отдавать частичку своего сердца, не требуя ничего взамен.

 

·         Голубой - цвет мечты, а мечтается лучше всего под музыку. Музыка отражает особые мотивы природы. Композитор передает свои эмоции при помощи звуков, мелодий, которые воздействуют на наши чувства, рождая образы. Музыка Чайковского, Мусоргского, Вагнера, Римского-Корсакова глубоко волнует, показывая красоту и величие природы. Так, например «Вальс цветов» П.И.Чайковского настраивает на восприятие темы в 6 классе «Цветок».

 

·         Синий – цвет поэзии. Я очень люблю читать стихи, потому что в них глубина и красота мысли. Удачно подобранное четверостишие – украшение любого урока. Мои ученики часто на уроках сочиняют стихи.  Например, вот такое  стихотворение написала мне в подарок  моя ученица:

 

«Любила биологию я в школе изучать.

Учить ее по вечерам, пятерки получать.

И очень много нового о жизни узнавать:

Как появляются плоды? Куда деваются цветы?

Зачем жужжат в цветах шмели?

Ответит нам на все предмет,

Которого чудесней нет!»

 

·         Фиолетовый – необычный, загадочный цвет, так же как и живопись. На своих уроках и мероприятиях я учу оценивать эстетические достоинства природных объектов и явлений в многообразных формах художественного освоения природы, одной из которых является живопись. Многие художники понимали красоту природы и передавали ее в своих произведениях. Так, например, великий пейзажист конца 19 века Исаак Левитан всегда повторял своим ученикам: «Больше любви, больше поклонения природе». Его картины нужно рассматривать медленно.         Чем больше вглядываешься в них, тем милее становятся  лес, поля, цветы,  река, рощи. И в памяти всплывают знакомые с детства строчки:

 

«Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки…»

 

               

 

    На своих уроках я соединяю два пути познания мира – научный, на основе рационально-логической формы мышления, и художественный, где преобладает эмоционально-образная сторона. Я – натура творческая. Скука и однообразие действуют угнетающе  на меня и моих учеников.   Поэтому уроки, которые я провожу, при соблюдении всех методических канонов, получаются нестандартными.

 

·         Желтый – цвет состоявшейся личности. Достигнув определенного возраста, накопив жизненный опыт,  понимаю, что мне есть чем поделиться с другими людьми.  И я воплощаю свое виденье мира, общаясь с ребятами,  как учитель и как классный руководитель, помогаю им понять себя. Я являюсь классным руководителем в 11 классе. Иногда мне приходится нелегко.   Но я поняла одно, что нет готовых рецептов в воспитании: нужны знания и безграничная любовь к детям. Я предлагаю ребятам совместный поиск ценностей, оснований, смыслов, методов, форм и средств деятельности: и это находит отклик в их сердцах.  Душа ребенка – тонкая материя, которую можно повредить одним лишь неосторожно сказанным словом, поэтому важно не назидание, а тесное сотворчество преподавателя и ученика.

 

 

 

Мягкий свет улыбки доброй, искренней,

Рук тепло и лучики в глазах…

Сердце бережет надежду чистую

В ярких детских побывать мечтах.

 

Чтобы в тайны жизни проникая,

Хоть одну из них осуществить,

Творчеством ребенка вдохновляя,

Научить и верить и любить…

 

Чтоб не обмануть надежды ждущего,

Мудрости и счастья свет несет.

Вот портрет Учителя грядущего,

Кто «умеет», «любит», «отдает»…

 

    У ребят  я ассоциируюсь тоже с разной палитрой цветов. Когда мы собрали их вместе, получилось 7 цветов – цветик-семицветик. Вот так видят меня мои ученики, и  такие ассоциации вызываю у них  я:

 

 

 

 

 



 

 

Красный – цвет энергии, белый – цвет познания, желтый – лидерство, розовый – нежность, голубой – доброта, бордовый – импульсивность, зеленый – цвет жизни.

   Окончив университет, я не сразу пошла в педагогику. Но со временем я поняла, что, возможно, только эта деятельность даст мне то, что ищу, работая в других местах. И я окунулась в школьную жизнь с головой. «Стараясь для других, мы находим свое счастье», - эти слова мудрого Платона как нельзя точно передают то, что я поняла, поработав в школе. Учительская профессия – постоянная самоотдача,  поиск и саморазвитие, творческий порыв и взлет.   

      Великий русский писатель, знаток человеческих душ,  Л. Н. Толстой писал: «Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо».  Эти слова я повторяю про себя вновь и вновь, перед тем как войти в класс.  Я бы еще добавила, что учитель всегда должен  идти вперед, искать такие подходы в своей деятельности, которые задевали бы не только ум, но и душу ученика.

 

    Для меня формула учительского успеха выглядит так: Интеллект + Творчество + Профессионализм + Трудолюбие + Саморазвитие и безграничная любовь к детям и профессии.

 

     Я благодарна судьбе за то, что на моем жизненном пути, повстречались настоящие Учителя.  Желание познания появилось у меня в школе.  И я говорю огромное  спасибо  педагогам Гвардейской средней школы № 1, которые не погасили, а разожгли во мне это стремление к наукам, к учению и дали мне хорошую путевку в жизнь. Много настоящих учителей  мне встретилось в гимназии № 1 г. Калининграда.   А коллектив  Борской школы стал мне поистине родным.  Но определяющую роль в становлении личности всегда играют родители. Жизнь моей мамы неразрывно связана с жизнью школы. Я с гордостью могу сказать, что моя мама, Махмутова Евгения КонстантиновнаУчитель с большой буквы. Для меня она – пример  честного, добросовестного и творческого отношения к работе. И я понимаю, что по-другому в школе работать нельзя.

 

 Каждый день свой,

Исполняя Миссию,

Не теряет сердце доброты,

Ведь Учитель – это не профессия,

Это образ жизни, свет души!

 

Хостинг от uCoz
На главную страницу портфолио Лисицыной А.А.