УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВИВАЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

1. Личностно-ориентированный подход.

     Я считаю, что основной целью всех технологий является здоровьесбережение, а значит необходимо ученика научить учиться с минимальными затратами для здоровья. Основные принципы таких технологий: личностный смысл обучения (личностно-ориентированные) и мотивация. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.

     Основные принципы такого обучения:

• каждый человек от рождения наделен способностями; развить их – важнейшая задача школы и любого учебного учреждения;

• знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;

• учебный процесс должен опираться на зону актуального развития и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития;

• развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;

• учет индивидуальных психических особенностей учеников (учащиеся 7 вида получают отдельные задания, с которыми они в состоянии справиться, например, составить конспект по определенной теме);

• создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

     Принципами личностно-ориентированного обучения считаю:

• использование проблемных творческих заданий: в качестве домашнего задания часто предлагаю провести домашний эксперимент и объяснить полученный результат (например, при изучении темы «Инерция» предлагаю на горлышко бутылки положить лист бумаги, а сверху монету, и первый раз резко удалить бумагу, а второй раз медленно);

• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала: например, ученик 7 вида может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время фронтального опроса использую карточки разных цветов, соответствующие разному уровню заданий (цвет и уровень заранее оговорены), ученик сам выбирает уровень сложности вопроса;

• сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;

• создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывать себе баллы, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат; также этому способствует проведение физкультминуток, звучание музыки при проведении некоторых заданий;

• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и что «понравилось» или «не понравилось» и почему.

     2,3. Регулятивные учебные действия, также как и коммуникативные в большей мере формирую на уроках «Лабораторная работа». Здесь ребята, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить ее план, выполнить необходимые измерения, вычисления, проанализировать полученный результат и сделать вывод. Так как лабораторная работа выполняется в паре, то в процессе ее выполнения развиваются коммуникативные навыки.

     4. Познавательные учебные действия.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать» 

Л.Н.Толстой

     Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

     К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, усовершенствовать прибор, придумать схему. Например, при изучении темы «Мощность электрического тока» предлагаю ребятам исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения. 

     Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

     Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитывая литературный фрагмент, предлагаю дать ответы на вопросы:

- определите физические явления, о которых идёт речь;

- укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;

- как будут протекать явления, если условия изменить и др.

     Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

     Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.

     Учащиеся должны знать критерии оценивания реферата. Реферат должен быть защищён. Учащимся сложно ориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерения, математических выражений, состоящих из этих величин. Для облегчения знакомства с физическими терминами мы создаём с обучающимися физический словарь. Его можно делать на последней странице рабочей тетради. В начале изучения физики в 7 классе я совместно с учащимися начинаю его заполнение, затем они продолжают эту работу самостоятельно.

     Положительный момент такого словаря – он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают физические величины, единиц измерения и формулы.

Название величины Скалярная или векторная величина Основная единица измерения Обозначение Формула Другие формулы
           

     Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.

     Исследовательский метод я также начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие задания предлагаю как итоговую работу по прохождению той или иной темы.

     Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

     С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

     С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

     В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

     Наряду с исследовательским методом в нынешнем учебном году планирую проектную деятельность: в 9 кл. по алгебре и в 10 кл. по физике совместно с Анной Анатольевной.

 14.12.2009 г.

Бондарева Н.П.

Хостинг от uCoz
На главную страницу портфолио Бондаревой Н.П.