РАЗВИТИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать»
Л.Н.Толстой

       Поэтому считаю, что главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Развитие творческой активности учащихся, обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий, таких как обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках; динамичность, разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся.

      Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

      К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, усовершенствовать прибор, придумать схему. Например, при изучении темы «Мощность электрического тока» предлагаю ребятам исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения.

     Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

     Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитывая литературный фрагмент, предлагаю дать ответы на вопросы:

- определите физические явления, о которых идёт речь;

- укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;

- как будут протекать явления, если условия изменить и др.

        Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

        Но не надо забывать о том, что наши дети не в полной мере умеют работать с научной литературой, текстом, не всегда могут найти нужную тему в учебнике, выбрать главное в тексте.

        Школьный учебник является одним из приоритетных средств обучения, которое позволяет обучающимся работать с научной информацией. Преподавание физики при эффективном, систематическом использовании учебника позволяет сформировать информационную компетентность.

       В структуру работы с физическим текстом включено два раздела:

- знание о методах познания: задания на воспроизведение и применение методологических знаний, изложенных в тексте в неявном виде, например: Какие явления описаны в параграфе? Какие научные факты можно выделить на основе опытов?

- задания на качественное описание физических явлений: задания, построенные на основе планов обобщённого характера для физических явлений, величин законов, например: составьте рассказ о явлении тяготения по плану (план указывается на доске). Определите сходства и различия силы тяжести и веса тела.  

      Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление. Учащиеся должны знать критерии оценивания реферата. Реферат должен быть защищён.

      Учащимся сложно ориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерения, математических выражений, состоящих из этих величин. Для облегчения знакомства с физическими терминами мы создаём с обучающимися физический словарь. Его можно делать на последней странице рабочей тетради. В начале изучения физики в 7 классе я совместно с учащимися начинаю его заполнение, затем они продолжают эту работу самостоятельно.

    Положительный момент такого словаря – он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают физические величин, единиц измерения и формулы.

Название величины Скалярная или векторная величина Обозначение Формула Основная единица измерения Другие единицы
           

    Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.

    Для развития и формирования исследовательских умений учащихся при обучении физике я использую следующие дидактические принципы: 

- научности;

- систематичности;

- последовательности;

- связь теории с практикой.

   Исследовательский метод я также начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие задания предлагаю как итоговую работу по прохождению той или иной темы.

    Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

     С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.  

     С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

     Главной отличительной особенностью исследовательского метода является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам.

    В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Данный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Бондарева Н.П.

27.08.2009

Хостинг от uCoz
На главную страницу портфолио Бондаревой Н.П.