Педагогическая философия

учителя физики
МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района

Бондаревой Натальи Петровны

ФИЛОСОФИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

МОЯ ЖИЗНЬ В ДЕТЯХ

                                                                

 

Я – учитель. Что силы мне дает?

Любовь детей – и за собой ведет

В тот удивительный и полный тайны мир.

И кто бы мне ни говорил:

«Детей так трудно воспитать!

На таинства наук –  им наплевать!»

Не верю я – в душе детей

Так много света и идей:

Как мир вокруг преобразить,

Чтоб стало всем счастливей жить.

И к этим мыслям, верю я,

Причастны мы, учителя.

Так пусть же сбудутся они!

И дети вырастут успешными людьми!

Бондарева Н.П.

 

Детство. Какой прекрасный возраст, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир. В.Н.Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Вместе с родителями день за днем ведем к взрослой жизни детей мы, учителя, как вели меня когда-то по жизни мои любимые учителя: первая учительница Нина Ивановна Феськова, учитель физики Людмила Владимировна Романюк.

У каждого времени свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий. Дети хотят учиться, но на демократической основе, дети хотят общаться, а общение – это урок. Урок – это неразделимый процесс воспитания и образования. Я, как учитель физики, уверена, нельзя воспитывать, не передавая знания. Я согласна с китайской мудростью: «Скажи и я забуду; покажи и я запомню,  дай действовать и я научусь». И поэтому я ставлю перед собой следующие цели: развивать у ребят интерес к физике, воспитывать их через свой предмет, формировать навыки мыслительной деятельности (умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.), развивать творческие способности каждого ученика. Как этого достичь? Я много размышляла над этим вопросом и мой педагогический опыт общения с собственным ребенком, с детьми, которых учу, привел к осознанию, что моя палитра чувств подобна семи цветам радуги. Как у радуги семь цветов, так и у меня семь оттенков чувств, без которых невозможно было бы достичь положительного результата:

Уверенность (в себе и в своих учениках). В.А.Сухомлинский говорил: «Радость как источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития».

Убедительность (умение донести до сердца ребенка важность процесса познания).

Удивительность (способность удивлять и удивляться).

Уважительность (здесь я имею в виду взаимоуважение).

Успешность (только создавая ситуацию успеха можно добиться положительного результата).

Уравновешенность (быть спокойной и сдержанной в любой ситуации).

Улыбчивость (улыбка сопровождает и оценку, и похвалу, и одобрение). В улыбке мощь и мудрость учителя.  Но мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога, а в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться.

Драматург Виктор Розов говорил, что «Знания могут быть грудой камней, на вершине которой стоит личность. Но знания могут быть грудой камней, под которыми погребена личность».

Как сделать, чтобы знания были не камнями, а пьедесталом… или трамплином, оттолкнувшись от которого можно прыгнуть высоко? Научить «прыгать», объяснить, как сладостно находиться в полете, научить учиться, научить достигать вершины в малых открытиях, показать, как удивителен путь поиска новых знаний – вот моя сверхзадача как учителя.

А путь к достижению ТАКОЙ цели определил еще В.Розанов – блистательный русский философ, много лет проработавший учителем в провинциальной гимназии. Это – соблюдение трех принципов образования.

I. Принцип  индивидуальности. Он требует, чтобы в ученике и в учебном материале  была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве“.

II. Принцип целости. “Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось” Этот принцип предусматривает отсутствие разорванности в группах знаний.

III Принцип единства “Все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу … должны идти из источника одной исторической культуры, где все они развились (как факты, сведения, воззрения и т.д.) друг из друга, а не друг подле друга  

К принципам, которые Розанов использовал в своей педагогической практике и обосновал философски, я хочу добавить еще два: сотрудничество и сотворчество.

Учитель, наставник, кто я для своих учеников? Я не претендую на звание «старшего друга» и не хочу манипулировать этим святым словом в учебно-воспитательных целях. Я – сотрудник своих учеников, помогающий им самостоятельно добывать знания. Свою главную роль я вижу в том, чтобы создать для учеников ситуацию поиска и – обязательно – ситуацию успеха. А она придет, если мы с ребятами будем творить вместе.

Часто говорят: физики-лирики. Я сама пишу стихи, и ученики мои сочиняют стихи, придумывают сказки о физических явлениях. Мы с моими учениками вместе придумываем рекламные клипы, сочиняем песни и пьесы о школьной жизни. Вот одно из них ученицы 10 класса Лазаревой Екатерины:

Физика – наука точная, интересная и прочная.

Всем физику охота понимать,

Учительницу радовать, законы изучать.

Законы тяготения: в чем тяга состоит?

Законы притяжения: кого куда манит?

Законы силы трения: что трется обо что?

Все объяснит, расскажет, подскажет, удивит

Учитель – эрудит!

В этом проявляется наше сотворчество.

Личностно ориентированная педагогика и психосберегающие технологии – вот то, что по моему мнению, способствует развитию личности ребенка.

Я считаю, что сегодня преподавание физики не должно преследовать узкопрагматическую цель – дать ребятам знания о физической картине мира. Оно должно строиться на гуманистических основах и сопровождаться осмыслением вопросов: Кто такой я в этом мире? Что представляет собой мир, в котором я живу? Что такое добро и что такое зло? Какой смысл имеет мое существование? и др.

Поэтому я использую подходы, ставящие ученика в позицию творческого исследователя физической реальности; в процессе обучения находит отражение цикл научного познания: от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению и практическому применению, и надеюсь, что в дальнейшем, закончив школу, мои ученики всегда найдут нужное решение жизненной ситуации.

Наши дети «купаются» в море информации, поступающей к ним из самых разных источников. Эта информация может быть научной, ненаучной, ложной. Чтобы определить ее характер, необходимо еще в школе приобрести собственный опыт выполнения критического анализа, доказательств выдвинутых положений, осознания пути, который привел к ней. Также, весьма актуальны для учащихся умения анализировать создавшуюся ситуацию, ставить перед собой конкретную цель, разрабатывать пути ее достижения, рассуждать, подбирать доводы «за» и «против», прогнозировать последствия.

Многие крупнейшие достижения человеческого разума обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе так важна роль межпредметных связей. На своих уроках физики я использую информацию: полученную из биологии, например, использование принципа реактивного движения в природе, из географии (атмосфера Земли, образование ветров), из химии (электрический ток в различных средах), из истории (развитие космонавтики), литературы (найти упоминание об изучаемом физическом явлении в литературе), философии (переход количества в качество иллюстрирует изменение свойств электромагнитных волн в зависимости от длины волны или частоты)  - все это способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.

Цель  современной школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Для этого я использую следующие средства воспитания:

·    Рассказываю о выдающемся вкладе отечественных ученых в развитие науки (М.В.Ломоносова, А.Г.Столетова, Д.И.Менделеева, П.Л.Капицы, И.В.Курчатова и многих других).

·    Говорю о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техники (П.Н.Яблочкова, А.Н.Лодыгина, А.С.Попова, С.П.Королева, о  лауреатах Нобелевской премии А.М.Прохорова и Н.Г.Басова и других).

·    Иллюстрирую патриотизм выдающихся ученых и изобретателей нашей страны: А.С.Попов отклонил предложения американцев переехать в Америку; П.Н.Яблочков выкупил во Франции свой патент на электрическую лампу накаливания и передал его в дар России.

·    Подчеркиваю гражданственность и активную жизненную позицию прогрессивных ученых. Например, П.Н.Лебедев в знак протеста против преследования студентов за свободомыслие покинул Московский университет, где им была создана первоклассная физическая лаборатория и большая научная школа.

·    Формирую уважительное отношение к труду, упорство в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся ученых: И.В.Курчатова коллеги называли «атомным котлом» за неисчерпаемую энергию и неутомимость в работе.

Ученики слышат о жизни и деятельности ученых не только от меня, но и сами готовят сообщения, доклады, выпускают стенгазеты.

С целью развития эмоционально-нравственного мышления учащихся  использую примеры взаимодействия науки и искусства (слушаем музыку, цитируем стихи, пословицы, поговорки и т.д.)

Для воспитания у школьников гражданственности и нравственности, безусловно, важен и личный пример учителя: гражданская позиция (не быть равнодушной к тому, что происходит в школе, стране), моральный облик, уважительное отношение к учащимся.

Я считаю, что сегодня, как никогда прежде, остро стоит проблема воспитания людей, способных защитить окружающую среду от своей же неразумной деятельности, которая угрожает человечеству самоуничтожением. Поэтому я провожу уроки, воспитывающие человека, способного жить в гармонии с природой: так, например, в 7кл. «Атмосфера Земли», 8кл. «Тепловые двигатели», 9кл. «Ядерный реактор. Атомная энергетика», 10кл «Принципы действия тепловых двигателей», 11кл. «Термоядерный синтез. Ядерное оружие».

Часто слышу от детей, что физика – предмет сложный, поэтому, чтобы он был понятным и интересным, на своих уроках использую игры. Ведь игра – способ активизации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха. Хочу, чтобы ученики получали удовольствие и пользу от знакомства с удивительной наукой «Физика», поэтому преподаю элективные курсы в 9 и 10 классах: «Творческие экспериментальные задания по физике», «Измерение физических величин».

Острая проблема современного урока – это оценивание знаний, умений и навыков учеников. Конечно, самая любимая оценка – «5». А как же быть с остальными? Как не нанести психологическую травму ребенку, ведь для кого-то даже «4» может быть трагедией. Поэтому использую гибкую систему оценивания знаний и самооценку (самостоятельные работы учащиеся вначале оценивают сами и обосновывают свою оценку  (критерии оценки оговариваю заранее) – это  побуждает ребят к самообразованию и самоконтролю. Чаще всего ребята оценивают свои работы объективно. Я понимаю, что не только мы, учителя, оцениваем детей, но и они, дети, оценивают нас. Поэтому в конце года провожу анкетирование: что нравилось на уроках физики, что не нравилось, чтобы изменил? Лакмусовой бумажкой считаю для себя ответы выпускников: будьте такой, какой вы были для нас все эти годы; я буду гордиться тем, что учился у Вас. В эти моменты я чувствую себя счастливым учителем. Я счастлива, когда бывшие наши ученики поступают в высшие и средние учебные заведения и благодарят за то, что и там они успешно сдают физику, опираясь на знания, полученные в школе. Мои ученики постоянно участвуют не только в школьных, но и районных олимпиадах по физике, Чивилев Андрей и Шугалеев Руслан занимали призовые места.

Наверное, самое сложное  в учительской практике говорить о своей педагогической концепции. Педагогические технологии – это общие для всех приемы, отличает нас, учителей, друг от друга личностный компонент. Думая над этим вопросом, я спросила своего мужа: «С каким зверем ты бы меня сравнил?» На секунду задумавшись, он ответил: «С кошкой». Как кошка я могу быть доброй, терпеливой и ласковой; как кошка – могу выпустить когти и шипеть, если меня обижают; как кошка я свободна и независима. Участвуя во всевозможных экспериментах, применяя различные методики я совершенствуюсь, развиваюсь и как кошка, не способна разбиться, обязательно сохраню равновесие, опустившись на лапы. Как кошка, имеющая 9 жизней, выпуская за классом класс, я прожила уже 13 школьных жизней и никогда одну и ту же тему я не могу дать одинаково в разных классах, т.к. согласна с  американским мыслителем Генри Торо «Жизнь человека должна походить на эту реку, протекающую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем в каждый момент свежая вода»

Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети!

 

                            

 

 

 

                               

Хостинг от uCoz
..