АНАЛИЗ РАБОТЫ ВАЛЕОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

МБОУ СОШ П. БОРСКОЕ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

Цель работы:

Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

            Задачи: 1. Формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.

                         2. Создание мотивации здорового образа жизни.

                         3. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования,  психосаморегуляции.

                         4. Обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

                         5. Формирование интересов к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитание здорового человека.

                         6. Обучение методам валеологических исследований, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний.

                         8. Физическое самосовершенствование.

Направления валеологической деятельности:

·         исследовательская работа;

·         профилактика заболеваний и зависимостей;

·         мониторинги состояния здоровья учащихся, физического развития и двигательной активности;

·         организация работы по здоровьесбережению:  дни здоровья, акции, информационные часы, работа с активом классов, тематические родительские собрания, тематические выступления для педагогов и классных руководителей.

 

В 2011/2012 учебном году была продолжена работа по программам «Здоровье школьников» и «Совершенствование организации питания школьников». В сентябре 2011 года все классные руководители организовали работу по обеспечению школьников горячим питанием, данная работа проводилась в трех направлениях: ученик – родители - соцзащита. В первую очередь, выявлялись дети, нуждающиеся в бесплатном горячем питании, проводилась работа с родителями по оформлению документов на бесплатное питание, для неблагополучных семей составлялись акты и ходатайства на предоставление таким детям бесплатного питания, направляемые в соцзащиту, таким образом дополнительно питались двое учащихся.

В течение всего учебного года осуществлялся контроль за организацией питания, систематически велись разъяснительные беседы о правильном питании и необходимости полноценного горячего питания. Ежедневно проводился контроль за качеством питания школьников и охвату питанием. Проводился мониторинг удовлетворенности школьников питанием в школьной столовой. Вопросы обеспечения всех детей горячим питанием обсуждался с родителями на классных родительских собраниях.

В начале учебного года было проведено анкетирование о состоянии здоровья школьников (приложение 1).  Наибольшую озабоченность вызывает большое количество детей, имеющих кариес (55,1%), для устранения данной проблемы рекомендуется классным руководителям вести разъяснительную работу среди учащихся и родителей о необходимости лечения зубов. На втором месте находятся травмы (19,3%), затем аллергии (11,8%) и органы дыхания (11,2%), ЛОР-заболевания (9,6%).

Выявлялись учащиеся, имеющие вредные привычки с целью проведения в дальнейшем индивидуальной работы с данными учащимися. С курящими учащимися проводились индивидуальные разъяснительные беседы.

В течение учебного года проводился  мониторинг заболеваемости учащихся (приложение 2). Всего по школе пропущено  по болезни 1959 дней (798  дней в прошлом учебном году),  на каждого ученика приходится 10 (в прошлом году 4,6) дней, Наибольшее количество заболеваемостей приходится на фарингит - всего 483 (177) дней, затем ОРВИ - всего 215 (360) дней, на третьем – ЖКТ - 35 (43)дней, при этом, меньше, чем в прошлом году). Таким образом, можно сделать вывод, что в 2011/2012 учебном году заболеваемость учащихся увеличилась, возможно, это связано с тем, что в прошлом году было меньше ОРВИ и осложнений после него из-за карантина.

С целью профилактики гриппа 94 учащихся сделали прививку против гриппа, из них болели простудными заболеваниями 50 (53,2%), не делали прививку 79 учащихся из них болели 38 (48,1%).

 

 

Делали
прививку

Из них
болели ОРЗ

Не делали
 прививку

Из них
болели ОРЗ

Всего

94

50

79

38

 

 

53,2%

 

48,1%

 

Проводилась работа с ребятами, состоящими на внутришкольном учете. Согласно проведенному мониторингу нравственных качеств и нравственной самооценке данных учащихся можно сделать вывод, что у 95% этих учащихся нравственные качества развиты на среднем уровне и 5% на уровне ниже среднего. Систематически с ними проводилась работа по профилактике вредных привычек, индивидуальные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни.

Была продолжена работа по ведению рубрики «Здоровье» в каждом выпуске школьной газеты «Вертикаль», в которой даются советы по сохранению и укреплению здоровья, ведется профилактика различных заболеваний: грипп, туберкулез, клещевой энцефалит и др.

В декабре проводилась акция «СПИДу-НЕТ»: в этот день проводились классные часы по данной теме, старшим учащимся был показан фильм «Территория безопасности». Изучалось родительское мнение по вопросу тестирования школьников на предмет немедицинского потребления наркотических средств

№ п/п

Наименование общеобразовательного учреждения

Количество обучающихся в 9-11 классах ОУ

Количество опрошенных родителей (законных представителей) обучающихся 9-11 классов

Количество родителей, поддерживающих проведение тестирования

Количество родителей, не поддерживающих проведение тестирования

Количество родителей, не определившихся по данному вопросу

1

МОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» Калининградской области

42

72

22

45

5

 

Таким образом, большинство родителей против данного тестирования.

Исследование состояния здоровья учащихся 5 класса показало, что из 13 учащихся хронические заболевания никто не имеет.

На подготовку уроков учащиеся тратят от 1ч до 3ч, Егорова Л. – 10 мин, при этом на математику – 1ч, на остальные уроки она тратит от 2 до 10 мин, и 1ч на обществознание, которого нет. Обществознание готовят дома еще Петкевичус С. И Сизов Владислав. На выполнение письменных уроков учащиеся тратят в основном 20-30 мин, на немецкий побольше: от 30 мин до 1ч. Из устных уроков больше всего времени уходит на литературу до 1ч, на остальные устные уроки в основном уходит от 10 до 30 мин на каждый. От 30 мин до 1ч на устные уроки тратят: Зяткина Марина,  Мириева  Гульнара,  Лазарева Наталья, Пронина Кристина и Сизов Владислав.

Много времени на улице проводит Журова Мария 3/7ч, Мортина Светлана 3/5ч. Смотрят телевизор сверх нормы Журова Мария 5/7ч, Мириев Эльдар 4/3ч, Мортина Светлана 4/5ч, Несчастнов Андрей 4/6ч. Много времени работают за компьютером Журова Мария 5/6ч, Мириев Эльдар 3/5ч, Мортина Светлана 4/5ч, Несчастнов Андрей 2/5ч, Сизов Владислав 5/6ч.

Поздно ложатся спать: Мириев Эльдар в 23ч, МортинаС. 22ч30мин, Несчастнов Андрей в 23ч. Пронина Кристина не гуляет на улице, не смотрит телевизор, на работает на компьютере, ложится спать в 20ч. Сизов В. Ложится спать в 12ч и на вопрос «Сколько часов вы спите ночью» отвечает, что спит всю ночь. Егорова Л. ложится спать в 21ч, спит 7 ч, (встает в 5ч утра?).  Петкевичус С. Ложится спать в 19ч.

На вопрос устаете ли вы в школе 9 (69 %) человек ответили «да», 1 (Осипова А.) «нет», Пронина не ответила на этот вопрос.

12 (92% ) учащихся ответили, что чистят зубы, 10 (77%) учащихся ответили, что делают зарядку.

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что учащиеся 5 класса не всегда соблюдают режим дня, с правилами личной гигиены знакомы, но не все и всегда их соблюдают. Много времени гуляют, смотрят телевизор или работают на компьютере Журова Мария, Мириев Эльдар, Мортина Светлана, Несчастнов Андрей, Сизов Владислав. Поздно ложатся спать Мириев Эльдар, МортинаС., Несчастнов Андрей. В связи с этим, классному руководителю следует уделить внимание организации режима дня учащихся, обсудить с детьми и их родителями эту проблему, с детьми систематически проводить разъяснительные беседы.

В анализируемом учебном году проводилась исследовательская работа «Подростковое одиночество». Исследование проводилось среди учащихся 8 – 11 классов МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района. Всего в исследовании приняло участие 47 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. С учащимися были проведены: тест – опросник (авторы Д. Рассел, Л. Пепло, М. Фергюсон), анонимная анкета, в которой задавались вопросы по поводу одиночества (приложение 1), исследование на определение темперамента (тест Айзенка). Результаты ответов на вопросы представлены в виде таблиц и диаграмм.

Из проведенного исследования на основании таблиц приложение 1 можно сделать следующие выводы:

среди подростков 13-14 лет

·         12,5% чувствуют, что их никто в действительности не понимает;

·         в то же время 94% никогда не чувствовали себя совершенно одинокими и отверженными; а 87,5% никогда не чувствовали себя покинутыми, изолированными и легко заводят друзей;

среди подростков 15-17 лет

·         12,9% чувствуют, что им невыносимо быть одним, их никто в действительности не понимает и не знает;

·         у 64,5%  всегда есть тот к кому можно обратиться и не чувствуют себя одинокими.

Таким образом, среди старших подростков чаще встречаются те, кто испытывает чувство одиночества.

На основании таблиц и диаграмм можно сделать следующие выводы:

среди подростков 13-14 лет

·         низкий уровень одиночества наблюдается у всех сангвиников, холериков, меланхоликов и у 40% флегматиков;

·          у 60%  флегматиков уровень одиночества средний;

среди подростков 15-17 лет

·          низкий уровень одиночества у 77% холериков, 100% сангвиников, 50% флегматиков и меланхоликов.

Таким образом, меньше всего склонны к одиночеству сангвиники и холерики, а чаще флегматики и меланхолики, причем у всех возрастных групп сангвиников степень одиночества – низкая.

1.      Что такое  одиночество?

Большинство подростков 13-14 лет считают, что одиночество – это когда человек находится один и ему не с кем поговорить.

Абсолютное большинство подростков 15-17 лет называют одиночеством такое время, когда человеку не с кем общаться, поделиться своими переживаниями, когда человек чувствует пустоту внутри себя.

2.      Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество?

По этому вопросу мнения подростков 13-14 лет разделились. То, что человеку не нужно одиночество считают 38%;  31%  учащихся считают, что одиночество человеку необходимо; 25% думают, что одиночество иногда нужно человеку; 6% затруднились ответить.

Почти половина (48%) подростков 15-17 лет считают, что одиночество иногда необходимо человеку, 29% ответили, нет; а 19% - да.

3.      Какой человек может быть одиноким?

Многие подростки 13-14 лет думают, что человек может быть одиноким, когда у него нет друзей, когда он необщительный и замкнутый. Два человека из этой возрастной категории считают, что все люди могут быть одинокими.

Большинство подростков 15-17 лет считают, что может быть одиноким злой, бездушный, эгоистичный, самовлюбленный, необщительный и замкнутый человек. И только два человека считают, что любой может быть одиноким.

4. Как вы относитесь к одиночеству?

Проанализировав ответы, можно сказать, что с возрастом отношение к одиночеству не меняется, в основном, к нему относятся отрицательно: только один подросток 13-14 лет (6%) положительно относится к чувству одиночества, а из подростков 15-17 лет 5 (16%) человек ответили, что  относятся к одиночеству нормально.

5. Испытывали ли вы чувство одиночества?

63% подростков 13-14 лет испытывали одиночество,  25% никогда его не испытывали, остальные (12%) - иногда.

Абсолютное большинство (74%) подростков 15-17 лет испытывали чувство одиночества, 19% никогда его не испытывали, остальные (7%) – иногда.

6.Кто может помочь справиться с одиночеством?

Большинство подростков 13-14 лет думают, что справиться с одиночеством могут помочь друзья и родители и только один человек считает, что надо справляться самому. Подростки 15-17  считают, что не только родственники и друзья могут помочь справиться  с одиночеством, но и психологи и учителя.

Вывод: среди старших подростков чаще встречаются те, кто испытывает чувство одиночества; меньше всего склонны к одиночеству холерики и сангвиники, а чаще флегматики и меланхолики, причем у всех возрастных групп сангвиников степень одиночества – низкая.

После проведенного исследования мы еще раз провели опрос (не анонимный) и выявили, кому из подростков необходима помощь в преодолении одиночества, с этими подростками студентка факультета психологии Белоконь Анастасия провела тренинг одиночества.

 Тем подросткам, кто хочет избавиться от одиночества, мы предложили советы по преодолению этого чувства.

С данной работой Круглова Анастасия выступала на школьной конференции, районном и областном конкурсах исследовательских работ, заняла 2-е  место на районной конференции, стала лауреатом областного конкурса в п. Б.Исаково, была участницей конкурса Вернадского.

Белоконь Иван выступал с работой «Почему у школьников МБОУ СОШ пос. Борское  с возрастом снижается желание учиться?» районном и областном конкурсах исследовательских работ, занял 2-е  место на районной конференции, стал лауреатом областного конкурса в п. Б.Исаково.

Команда нашей школы в марте в составе Балабаевой А., Кругловой А., Пахомовой О., Белоконь И. приняла участие в областном конкурсе «ЗОЖ», Белоконь Иван победил в конкурсе знатоков. В апреле приняли участие в другом областном конкурсе «Мы – за ЗОЖ», в котором видеоролик Белоконь Ивана занял 3-е место, четыре учащихся стали участниками данного конкурса, в номинации «Фотография».

 В течение учебного года совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводилась работа по выявлению детей, испытывающих сложности в обучении, сбор необходимых документов, направление и работа с комиссией ПМПК (11 учащихся).

В течение учебного года проводилась систематическая работа по профилактике инфекционных заболеваний: ротавирусной инфекции, дизентерии, туберкулеза, ОРВИ, гриппа, клещевого энцефалита.

Мероприятия, проводимые валеологом по профилактике вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ и др.): беседы с учащимися по теме «Грипп, причины болезни, последствия, профилактика», проводился ежедневный контроль заболеваемости учащихся ОРВИ, разъяснительная работа среди учащихся и их родителей о значении профилактики гриппа (групповые и индивидуальные беседы), оформление стенда «Осторожно, грипп», дезинфекция воздуха аппаратом Дезар (ОРУБ-КРОНТ), индивидуальная работа по выявлению учащихся с признаками ОРВИ, разъяснительная работа о необходимости обращения к врачу и предупреждения осложнений, а также изоляции от других школьников с целью предупреждения заражения.

Традиционные дни здоровья стали неотъемлемой частью работы школы по здоровьесбережению, дети с удовольствием участвуют в веселых стартах, осенних кроссах, спортивных викторинах и др. мероприятиях, а также во всех районных спортивных мероприятиях.

В июне и июле месяце работали летние оздоровительные лагеря в которых оздоровились  учащиеся школы.

Проводилось исследование среди учителей «Любите ли вы свою работу»

1.      Вы любите свою работу?

Да – 8 (80%)

И да и нет - 2 (20%)

Нет – 0%

2.      Вы удовлетворены Вашей работой?

Да 5 (50%)

Нет 3 (30%)

Не всегда 2 (20%)

3.      Если бы можно было вернуться назад, Вы бы выбрали снова Вашу работу?

Да - 7 (70%)

Нет - 3 (30%)

4.      Почему Вы стали учителем? Детская мечта, наследственность, люблю детей,  это самая интересная работа, нравилось учить детей, так сложилось.

5.      Что положительного есть в Вашей работе? Общение с детьми и коллегами, интересно, каждый день что-то новое; творчество, радость от успехов детей, возможность самосовершенствования; много интересного, получаешь положительный заряд от детей; работа делает меня лучше, добрее, нравственнее.

6.      Какие трудности возникают в Вашей работе? Не хватает времени, мало свободного времени, отсутствие мотивации учения у детей, взаимоотношения с некоторыми детьми,  большое количество ненужных бумаг и заседаний; перегруз, усталость, когда готовишь и уроки, и проекты, и конкурсы; недостаточные возможности использования наглядного материала.

7.      Вы бы с большим удовольствием шли на работу, если бы… Меньше было бумажной работы; была меньшая нагрузка; была больше зарплата; убрали «кабалу» - подушевое финансирование; дети хотели учиться; сотрудничали с учителями; научиться лучше организовывать свое время; можно было бы на 1 час больше поспать; я была помоложе; дали больше свободы в работе.

В будущем учебном году планируется продолжить работу по сохранению здоровья учащихся по всем направлениям этой деятельности.

Бондарева Н.П.


 

 

Приложение 1

 

 

Пред класс

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

10 кл

11 кл

Всего

ОРВИ

5

21

26

 

12

18

 

30

43

27

24

9

215

Фарингит, ларингит

53

13

35

5

61

61

33

86

37

42

10

47

483

Бронхит

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Стоматолог

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

9

Лимфоденит

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

ЛОР

 

 

3

 

 

 

 

13

 

 

 

 

16

Бронх. астма

 

 

 

3

 

 

 

 

7

 

 

 

10

Кожные заболевания

 

 

 

 

 

16

 

 

 

2

 

4

22

ЖКТ

 

 

 

2

 

4

 

23

 

6

 

 

35

Хирург

 

 

 

15

 

9

 

1

 

 

1

 

26

Почки

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Глазные бол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

3

8

Ветрянка

 

8

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

26

Санаторий

 

 

 

 

20

6

 

14

 

 

 

 

40

Обследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

ПМКШК (обмороки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

10

Всего, дней

88

42

64

25

111

114

33

167

96

93

35

63

924

Всего болели, уч.

9

10

8

4

11

11

4

10

11

19

7

7

111

Всего болели,%

36,0%

66,7%

42,1%

26,7%

68,8%

84,6%

40,0%

62,5%

68,8%

82,6%

63,6%

87,5%

           1 959  

Всего дней/ученика

3,5

2,8

3,4

1,7

6,9

8,8

3,3

10,4

6,0

4,0

3,2

7,9

                10  

 

 


 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz