АНАЛИЗ РАБОТЫ ВАЛЕОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
МБОУ СОШ П. БОРСКОЕ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ
Цель работы:
Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Задачи: 1. Формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
2. Создание мотивации здорового образа жизни.
3. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции.
4. Обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
5. Формирование интересов к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитание здорового человека.
6. Обучение методам валеологических исследований, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний.
8. Физическое самосовершенствование.
Направления валеологической деятельности:
· исследовательская работа;
· профилактика заболеваний и зависимостей;
· мониторинги состояния здоровья учащихся, физического развития и двигательной активности;
· организация работы по здоровьесбережению: дни здоровья, акции, информационные часы, работа с активом классов, тематические родительские собрания, тематические выступления для педагогов и классных руководителей.
В 2011/2012 учебном году была продолжена работа по программам «Здоровье школьников» и «Совершенствование организации питания школьников». В сентябре 2011 года все классные руководители организовали работу по обеспечению школьников горячим питанием, данная работа проводилась в трех направлениях: ученик – родители - соцзащита. В первую очередь, выявлялись дети, нуждающиеся в бесплатном горячем питании, проводилась работа с родителями по оформлению документов на бесплатное питание, для неблагополучных семей составлялись акты и ходатайства на предоставление таким детям бесплатного питания, направляемые в соцзащиту, таким образом дополнительно питались двое учащихся.
В течение всего учебного года осуществлялся контроль за организацией питания, систематически велись разъяснительные беседы о правильном питании и необходимости полноценного горячего питания. Ежедневно проводился контроль за качеством питания школьников и охвату питанием. Проводился мониторинг удовлетворенности школьников питанием в школьной столовой. Вопросы обеспечения всех детей горячим питанием обсуждался с родителями на классных родительских собраниях.
В начале учебного года было проведено анкетирование о состоянии здоровья школьников (приложение 1). Наибольшую озабоченность вызывает большое количество детей, имеющих кариес (55,1%), для устранения данной проблемы рекомендуется классным руководителям вести разъяснительную работу среди учащихся и родителей о необходимости лечения зубов. На втором месте находятся травмы (19,3%), затем аллергии (11,8%) и органы дыхания (11,2%), ЛОР-заболевания (9,6%).
Выявлялись учащиеся, имеющие вредные привычки с целью проведения в дальнейшем индивидуальной работы с данными учащимися. С курящими учащимися проводились индивидуальные разъяснительные беседы.
В течение учебного года проводился мониторинг заболеваемости учащихся (приложение 2). Всего по школе пропущено по болезни 1959 дней (798 дней в прошлом учебном году), на каждого ученика приходится 10 (в прошлом году 4,6) дней, Наибольшее количество заболеваемостей приходится на фарингит - всего 483 (177) дней, затем ОРВИ - всего 215 (360) дней, на третьем – ЖКТ - 35 (43)дней, при этом, меньше, чем в прошлом году). Таким образом, можно сделать вывод, что в 2011/2012 учебном году заболеваемость учащихся увеличилась, возможно, это связано с тем, что в прошлом году было меньше ОРВИ и осложнений после него из-за карантина.
С целью профилактики гриппа 94 учащихся сделали прививку против гриппа, из них болели простудными заболеваниями 50 (53,2%), не делали прививку 79 учащихся из них болели 38 (48,1%).
|
Делали |
Из них |
Не делали |
Из них |
Всего |
94 |
50 |
79 |
38 |
|
|
53,2% |
|
48,1% |
Проводилась работа с ребятами, состоящими на внутришкольном учете. Согласно проведенному мониторингу нравственных качеств и нравственной самооценке данных учащихся можно сделать вывод, что у 95% этих учащихся нравственные качества развиты на среднем уровне и 5% на уровне ниже среднего. Систематически с ними проводилась работа по профилактике вредных привычек, индивидуальные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни.
Была продолжена работа по ведению рубрики «Здоровье» в каждом выпуске школьной газеты «Вертикаль», в которой даются советы по сохранению и укреплению здоровья, ведется профилактика различных заболеваний: грипп, туберкулез, клещевой энцефалит и др.
В декабре проводилась акция «СПИДу-НЕТ»: в этот день проводились классные часы по данной теме, старшим учащимся был показан фильм «Территория безопасности». Изучалось родительское мнение по вопросу тестирования школьников на предмет немедицинского потребления наркотических средств
№ п/п |
Наименование общеобразовательного учреждения |
Количество обучающихся в 9-11 классах ОУ |
Количество опрошенных родителей (законных представителей) обучающихся 9-11 классов |
Количество родителей, поддерживающих проведение тестирования |
Количество родителей, не поддерживающих проведение тестирования |
Количество родителей, не определившихся по данному вопросу |
1 |
МОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» Калининградской области |
42 |
72 |
22 |
45 |
5 |
Таким образом, большинство родителей против данного тестирования.
Исследование состояния здоровья учащихся 5 класса показало, что из 13 учащихся хронические заболевания никто не имеет.
На подготовку уроков учащиеся тратят от 1ч до 3ч, Егорова Л. – 10 мин, при этом на математику – 1ч, на остальные уроки она тратит от 2 до 10 мин, и 1ч на обществознание, которого нет. Обществознание готовят дома еще Петкевичус С. И Сизов Владислав. На выполнение письменных уроков учащиеся тратят в основном 20-30 мин, на немецкий побольше: от 30 мин до 1ч. Из устных уроков больше всего времени уходит на литературу до 1ч, на остальные устные уроки в основном уходит от 10 до 30 мин на каждый. От 30 мин до 1ч на устные уроки тратят: Зяткина Марина, Мириева Гульнара, Лазарева Наталья, Пронина Кристина и Сизов Владислав.
Много времени на улице проводит Журова Мария 3/7ч, Мортина Светлана 3/5ч. Смотрят телевизор сверх нормы Журова Мария 5/7ч, Мириев Эльдар 4/3ч, Мортина Светлана 4/5ч, Несчастнов Андрей 4/6ч. Много времени работают за компьютером Журова Мария 5/6ч, Мириев Эльдар 3/5ч, Мортина Светлана 4/5ч, Несчастнов Андрей 2/5ч, Сизов Владислав 5/6ч.
Поздно ложатся спать: Мириев Эльдар в 23ч, МортинаС. 22ч30мин, Несчастнов Андрей в 23ч. Пронина Кристина не гуляет на улице, не смотрит телевизор, на работает на компьютере, ложится спать в 20ч. Сизов В. Ложится спать в 12ч и на вопрос «Сколько часов вы спите ночью» отвечает, что спит всю ночь. Егорова Л. ложится спать в 21ч, спит 7 ч, (встает в 5ч утра?). Петкевичус С. Ложится спать в 19ч.
На вопрос устаете ли вы в школе 9 (69 %) человек ответили «да», 1 (Осипова А.) «нет», Пронина не ответила на этот вопрос.
12 (92% ) учащихся ответили, что чистят зубы, 10 (77%) учащихся ответили, что делают зарядку.
Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что учащиеся 5 класса не всегда соблюдают режим дня, с правилами личной гигиены знакомы, но не все и всегда их соблюдают. Много времени гуляют, смотрят телевизор или работают на компьютере Журова Мария, Мириев Эльдар, Мортина Светлана, Несчастнов Андрей, Сизов Владислав. Поздно ложатся спать Мириев Эльдар, МортинаС., Несчастнов Андрей. В связи с этим, классному руководителю следует уделить внимание организации режима дня учащихся, обсудить с детьми и их родителями эту проблему, с детьми систематически проводить разъяснительные беседы.
В анализируемом учебном году проводилась исследовательская работа «Подростковое одиночество». Исследование проводилось среди учащихся 8 – 11 классов МОУ СОШ п. Борское Гвардейского района. Всего в исследовании приняло участие 47 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. С учащимися были проведены: тест – опросник (авторы Д. Рассел, Л. Пепло, М. Фергюсон), анонимная анкета, в которой задавались вопросы по поводу одиночества (приложение 1), исследование на определение темперамента (тест Айзенка). Результаты ответов на вопросы представлены в виде таблиц и диаграмм.
Из проведенного исследования на основании таблиц приложение 1 можно сделать следующие выводы:
среди подростков 13-14 лет
· 12,5% чувствуют, что их никто в действительности не понимает;
· в то же время 94% никогда не чувствовали себя совершенно одинокими и отверженными; а 87,5% никогда не чувствовали себя покинутыми, изолированными и легко заводят друзей;
среди подростков 15-17 лет
· 12,9% чувствуют, что им невыносимо быть одним, их никто в действительности не понимает и не знает;
· у 64,5% всегда есть тот к кому можно обратиться и не чувствуют себя одинокими.
Таким образом, среди старших подростков чаще встречаются те, кто испытывает чувство одиночества.
На основании таблиц и диаграмм можно сделать следующие выводы:
среди подростков 13-14 лет
· низкий уровень одиночества наблюдается у всех сангвиников, холериков, меланхоликов и у 40% флегматиков;
· у 60% флегматиков уровень одиночества средний;
среди подростков 15-17 лет
· низкий уровень одиночества у 77% холериков, 100% сангвиников, 50% флегматиков и меланхоликов.
Таким образом, меньше всего склонны к одиночеству сангвиники и холерики, а чаще флегматики и меланхолики, причем у всех возрастных групп сангвиников степень одиночества – низкая.
1. Что такое одиночество?
Большинство подростков 13-14 лет считают, что одиночество – это когда человек находится один и ему не с кем поговорить.
Абсолютное большинство подростков 15-17 лет называют одиночеством такое время, когда человеку не с кем общаться, поделиться своими переживаниями, когда человек чувствует пустоту внутри себя.
2. Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество?
По этому вопросу мнения подростков 13-14 лет разделились. То, что человеку не нужно одиночество считают 38%; 31% учащихся считают, что одиночество человеку необходимо; 25% думают, что одиночество иногда нужно человеку; 6% затруднились ответить.
Почти половина (48%) подростков 15-17 лет считают, что одиночество иногда необходимо человеку, 29% ответили, нет; а 19% - да.
3. Какой человек может быть одиноким?
Многие подростки 13-14 лет думают, что человек может быть одиноким, когда у него нет друзей, когда он необщительный и замкнутый. Два человека из этой возрастной категории считают, что все люди могут быть одинокими.
Большинство подростков 15-17 лет считают, что может быть одиноким злой, бездушный, эгоистичный, самовлюбленный, необщительный и замкнутый человек. И только два человека считают, что любой может быть одиноким.
4. Как вы относитесь к одиночеству?
Проанализировав ответы, можно сказать, что с возрастом отношение к одиночеству не меняется, в основном, к нему относятся отрицательно: только один подросток 13-14 лет (6%) положительно относится к чувству одиночества, а из подростков 15-17 лет 5 (16%) человек ответили, что относятся к одиночеству нормально.
5. Испытывали ли вы чувство одиночества?
63% подростков 13-14 лет испытывали одиночество, 25% никогда его не испытывали, остальные (12%) - иногда.
Абсолютное большинство (74%) подростков 15-17 лет испытывали чувство одиночества, 19% никогда его не испытывали, остальные (7%) – иногда.
6.Кто может помочь справиться с одиночеством?
Большинство подростков 13-14 лет думают, что справиться с одиночеством могут помочь друзья и родители и только один человек считает, что надо справляться самому. Подростки 15-17 считают, что не только родственники и друзья могут помочь справиться с одиночеством, но и психологи и учителя.
Вывод: среди старших подростков чаще встречаются те, кто испытывает чувство одиночества; меньше всего склонны к одиночеству холерики и сангвиники, а чаще флегматики и меланхолики, причем у всех возрастных групп сангвиников степень одиночества – низкая.
После проведенного исследования мы еще раз провели опрос (не анонимный) и выявили, кому из подростков необходима помощь в преодолении одиночества, с этими подростками студентка факультета психологии Белоконь Анастасия провела тренинг одиночества.
Тем подросткам, кто хочет избавиться от одиночества, мы предложили советы по преодолению этого чувства.
С данной работой Круглова Анастасия выступала на школьной конференции, районном и областном конкурсах исследовательских работ, заняла 2-е место на районной конференции, стала лауреатом областного конкурса в п. Б.Исаково, была участницей конкурса Вернадского.
Белоконь Иван выступал с работой «Почему у школьников МБОУ СОШ пос. Борское с возрастом снижается желание учиться?» районном и областном конкурсах исследовательских работ, занял 2-е место на районной конференции, стал лауреатом областного конкурса в п. Б.Исаково.
Команда нашей школы в марте в составе Балабаевой А., Кругловой А., Пахомовой О., Белоконь И. приняла участие в областном конкурсе «ЗОЖ», Белоконь Иван победил в конкурсе знатоков. В апреле приняли участие в другом областном конкурсе «Мы – за ЗОЖ», в котором видеоролик Белоконь Ивана занял 3-е место, четыре учащихся стали участниками данного конкурса, в номинации «Фотография».
В течение учебного года совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводилась работа по выявлению детей, испытывающих сложности в обучении, сбор необходимых документов, направление и работа с комиссией ПМПК (11 учащихся).
В течение учебного года проводилась систематическая работа по профилактике инфекционных заболеваний: ротавирусной инфекции, дизентерии, туберкулеза, ОРВИ, гриппа, клещевого энцефалита.
Мероприятия, проводимые валеологом по профилактике вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ и др.): беседы с учащимися по теме «Грипп, причины болезни, последствия, профилактика», проводился ежедневный контроль заболеваемости учащихся ОРВИ, разъяснительная работа среди учащихся и их родителей о значении профилактики гриппа (групповые и индивидуальные беседы), оформление стенда «Осторожно, грипп», дезинфекция воздуха аппаратом Дезар (ОРУБ-КРОНТ), индивидуальная работа по выявлению учащихся с признаками ОРВИ, разъяснительная работа о необходимости обращения к врачу и предупреждения осложнений, а также изоляции от других школьников с целью предупреждения заражения.
Традиционные дни здоровья стали неотъемлемой частью работы школы по здоровьесбережению, дети с удовольствием участвуют в веселых стартах, осенних кроссах, спортивных викторинах и др. мероприятиях, а также во всех районных спортивных мероприятиях.
В июне и июле месяце работали летние оздоровительные лагеря в которых оздоровились учащиеся школы.
Проводилось исследование среди учителей «Любите ли вы свою работу»
1. Вы любите свою работу?
Да – 8 (80%)
И да и нет - 2 (20%)
Нет – 0%
2. Вы удовлетворены Вашей работой?
Да 5 (50%)
Нет 3 (30%)
Не всегда 2 (20%)
3. Если бы можно было вернуться назад, Вы бы выбрали снова Вашу работу?
Да - 7 (70%)
Нет - 3 (30%)
4. Почему Вы стали учителем? Детская мечта, наследственность, люблю детей, это самая интересная работа, нравилось учить детей, так сложилось.
5. Что положительного есть в Вашей работе? Общение с детьми и коллегами, интересно, каждый день что-то новое; творчество, радость от успехов детей, возможность самосовершенствования; много интересного, получаешь положительный заряд от детей; работа делает меня лучше, добрее, нравственнее.
6. Какие трудности возникают в Вашей работе? Не хватает времени, мало свободного времени, отсутствие мотивации учения у детей, взаимоотношения с некоторыми детьми, большое количество ненужных бумаг и заседаний; перегруз, усталость, когда готовишь и уроки, и проекты, и конкурсы; недостаточные возможности использования наглядного материала.
7. Вы бы с большим удовольствием шли на работу, если бы… Меньше было бумажной работы; была меньшая нагрузка; была больше зарплата; убрали «кабалу» - подушевое финансирование; дети хотели учиться; сотрудничали с учителями; научиться лучше организовывать свое время; можно было бы на 1 час больше поспать; я была помоложе; дали больше свободы в работе.
В будущем учебном году планируется продолжить работу по сохранению здоровья учащихся по всем направлениям этой деятельности.
Бондарева Н.П.
Приложение 1
|
Пред класс |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
Всего |
ОРВИ |
5 |
21 |
26 |
|
12 |
18 |
|
30 |
43 |
27 |
24 |
9 |
215 |
Фарингит, ларингит |
53 |
13 |
35 |
5 |
61 |
61 |
33 |
86 |
37 |
42 |
10 |
47 |
483 |
Бронхит |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Стоматолог |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
9 |
Лимфоденит |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
ЛОР |
|
|
3 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
16 |
Бронх. астма |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
10 |
Кожные заболевания |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
2 |
|
4 |
22 |
ЖКТ |
|
|
|
2 |
|
4 |
|
23 |
|
6 |
|
|
35 |
Хирург |
|
|
|
15 |
|
9 |
|
1 |
|
|
1 |
|
26 |
Почки |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Глазные бол. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
3 |
8 |
Ветрянка |
|
8 |
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Санаторий |
|
|
|
|
20 |
6 |
|
14 |
|
|
|
|
40 |
Обследование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
ПМКШК (обмороки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
10 |
Всего, дней |
88 |
42 |
64 |
25 |
111 |
114 |
33 |
167 |
96 |
93 |
35 |
63 |
924 |
Всего болели, уч. |
9 |
10 |
8 |
4 |
11 |
11 |
4 |
10 |
11 |
19 |
7 |
7 |
111 |
Всего болели,% |
36,0% |
66,7% |
42,1% |
26,7% |
68,8% |
84,6% |
40,0% |
62,5% |
68,8% |
82,6% |
63,6% |
87,5% |
1 959 |
Всего дней/ученика |
3,5 |
2,8 |
3,4 |
1,7 |
6,9 |
8,8 |
3,3 |
10,4 |
6,0 |
4,0 |
3,2 |
7,9 |
10 |
Приложение 2